Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Общим для всех возможных форм этого высшего отречения является то, что поступок,
освящающий это отречение, совершается сознательно, что сама жертва в момент
действия знает о последующем результате своего поступка, каковы бы ни были
мотивы, приведшие ее к совершению этого поступка. Все смертные случаи, имеющие
эту характерную особенность, резко отличаются от тех, в которых человек или не
является орудием своей смерти, или же является им только бессознательно. В
подобных случаях не представляет чрезвычайной трудности установить, знал или нет
человек заранее об естественных последствиях своего поступка. Они составляют,
таким образом, вполне определенную, легко распознаваемую группу, которая
вследствие этого должна иметь специальное название. Термин «самоубийство»
соответствует этому понятию, и нам нет надобности придумывать новое слово, так
как в состав данной группы явлений входит огромное большинство случаев,
называемых этим именем в обыденной жизни. Следовательно, мы можем с
определенностью сказать: самоубийством называется каждый смертный случай,
который непосредственно или опосредованно является результатом положительного
или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот
последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство — это
вполне однородное действие, но только не доведенное до конца. Этого определения
достаточно для того, чтобы исключить из нашего исследования все, что касается
самоубийства животных. В самом деле, все, что мы знаем об умственном развитии
животных, не позволяет нам предположить у них наличие предварительного сознания
смерти, в особенности же допустить у них знание и понимание приводящих к этому
средств. Можно, правда, наблюдать случаи, когда животные отказываются входить в
помещение, где были убиты другие животные. Можно подумать, что они как бы
предчувствуют ожидающую их судьбу. В действительности ощущение запаха крови
является достаточным объяснением этого инстинктивного сопротивления. Все хоть
немного достоверные факты, в которых хотят видеть самоубийство животных в
подлинном смысле этого слова, могут быть объяснены совершенно иначе. Если
разъяренный скорпион жалит самого себя — что в конце концов недостоверно,— то он
делает это, быть может, в силу автоматической и бессознательной реакции.
Двигательная энергия, порожденная у него состоянием раздражения, разрешается
случайно, как попало; бывает иногда, что жертвой этих движений падает само
животное, и нельзя с уверенностью сказать, представляло ли оно себе заранее
последствия своего поступка. С другой стороны, если существуют собаки, которые
отказываются от принятия пищи после смерти своего хозяина, то это означает, что
тоска механическим образом лишает их аппетита; такое состояние влечет за собою
смерть, но она не является заранее предвиденным результатом. Ни воздержание от
пищи в этом случае, ни укус в предыдущем не употреблялись как средства для
достижения вполне определенной цели. Здесь не хватает ясно выраженного характера
самоубийства, как мы его уже определили раньше. Поэтому в последующем изложении
мы будем говорить только о самоубийстве людей.
Но это определение не только имеет своим преимуществом устранение ошибочных
сближений или произвольных заключений; уже теперь оно дает нам понятие о том
месте, которое самоубийство занимает в общей моральной жизни человека. Оно нам
показывает, что самоубийство не составляет, как это можно было бы думать,
совершенно обособленной группы фактов, не есть какой-то исключительный класс
чудовищных явлений, стоящих вне всякой связи с другими видами поведения.
Наоборот, мы видим, что самоубийство соединяется с ними прерывным рядом
промежуточных ступеней и оказывается только преувеличенной формой повседневных
поступков. В самом деле, только тот случай, как мы видели выше, можно назвать
самоубийством, когда жертва в тот момент, как она совершает поступок,
прерывающий течение ее жизни, ясно сознает то, что естественным образом должно
из этого поступка последовать. Но это сознание может быть той или иной силы;
придайте ему каплю сомнения — и вы получите поступок, который уже не будет
самоубийством, но который близок ему по существу и отличается от него только по
степени. Человек, сознательно подвергающий себя опасности ради другого лица, но
без явной угрозы смерти, конечно, не является самоубийцей, даже если ему и
пришлось бы умереть. Этим именем нельзя также назвать неосторожного, как бы
играющего со смертью человека, стремящегося в то же время избежать ее, или
человека апатичного, который, не будучи ни к чему привязан в жизни, не дает себе
труда позаботиться о своем здоровье и погибает от своей небрежности. И однако,
все эти виды поведения ничем коренным от самоубийства в собственном смысле слова
не отличаются; они порождают аналогичное направление ума, поскольку в равной
степени сопряжены со смертельным риском, который не остается тайной для
действующего лица и перспектива которого это последнее не устрашает; вся разница
заключается в степени вероятности смертельного исхода. Не без некоторого
основания говорят иногда, что ученый, истощив свои силы постоянным
бодрствованием, убил самого себя. Все эти случаи рисуют нам виды зачаточного
самоубийства, и если, руководясь правильным методом, их не надо смешивать с
видами полного самоубийства, то все же не надо терять из виду и то отношение
родства, которое между ними существует. Самоубийство получает совсем различную
окраску в том случае, если оно неразрывно связано с актами мужества или
самоотвержения, и в том случае, если оно является результатом неосторожности или
простой небрежности. В дальнейшем изложении будет понятнее, в каком смысле
поучительно это сближение.
II ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382