Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Предлагаемое нами объяснение подтверждается еще тем, что многочисленные случаи,
где не может быть и речи о наследственности и где все зло происходит по вине
заразительной силы примера, являют те же самые признаки. Во время эпидемий, о
которых будет говориться ниже, обыкновенно наблюдается, что различные случаи
самоубийств имеют между собой самое поразительное сходство, можно сказать,
являются копией один другого. Всем известен рассказ о пятнадцати инвалидах,
которые в 1772 г. один за другим за короткое время повесились на одном и том же
крюке в темном коридоре; как только крюк был снят, эпидемия прекратилась. То же
самое было в булонском лагере: один солдат застрелился в часовой будке; через
несколько дней у него оказались последователи, которые покончили с собой в той
же будке; как только ее сожгли, эпидемия прекратилась. Во всех этих случаях
преобладающее влияние навязчивости идей очевидно, поскольку самоубийство
прекращается, как только исчезает материальный предмет, вызывающий эту идею.
Поэтому если самоубийства, явно вытекающие одно из другого, по-видимому,
совершаются по одинаковому образцу, то вполне законно будет приписать их именно
этой причине, тем более что она должна иметь свой maximum в тех семьях, о
которых мы выше говорили,— в семьях, где все способствует усилению действия
этого фактора.
    К тому же многие люди сами чувствуют, что, поступая так же, как их родители, они
поддаются заразительной силе примера. Такой случай наблюдал Esqirol: «Самый
младший брат, лет 26—27, впал в меланхолию и бросился вниз с крыши дома; второй
брат, который ухаживал за ним после этого падения, обвинял себя в его смерти,
несколько раз пытался покончить с собой и через год умер от последствий
длительного, многократного голодания; четвертый брат, врач по профессии, два
года тому назад с отчаянием уверявший меня, что и ему не избежать этой участи,
тоже лишает себя жизни». Могеаи приводит следующий случай: один умалишенный, у
которого брат и дядя с отцовской стороны покончили жизнь самоубийством, мучился
мыслью лишить себя жизни. Брат, посещавший его в Шарантоне, пришел в отчаяние от
тех ужасных мыслей, которые внушал ему больной, и не мог отделаться от
убеждения, что и он сам в конце концов подпадет под их власть. Один больной
сделал Brierre de Boismont следующее признание: «До 53 лет я был совершенно
здоров; у меня не было никакого горя, характером я обладал довольно веселым, как
вдруг три года тому назад на меня стали находить мрачные мысли... в продолжение
вот уже трех месяцев они совершенно не дают мне покоя, и каждую минуту что-то
толкает меня покончить с собой. Я не скрою от вас, что мой брат лишил себя жизни
60 лет, но я никогда серьезно не думал над этим обстоятельством, когда же я
дожил до 56 лет, то воспоминание об этом событии живо воскресло в моей памяти и
теперь уже не покидает меня». Но наиболее яркий факт передает нам Falret: одна
молодая девятнадцатилетняя девушка узнала, что «дядя ее с отцовской стороны
лишил себя жизни; это известие очень огорчило ее; она уже раньше слышала о
наследственности сумасшествия, и мысль о том, что и она может впасть в это
ужасное состояние, заполонила ее сознание... Она находилась в этом ужасном
настроении, когда отец ее также лишил себя жизни; с этих пор она твердо
уверовала в то, что и ее самое ждет наследственная смерть. Ее стала занимать
только мысль о ее близком конце, и она беспрестанно повторяла: «Я погибну так
же, как погибли мой отец и дядя. Кровь моя заражена безумием!» Она пыталась даже
покончить с собой, но неудачно. Человек, которого она считает своим отцом, не
был им в действительности, и, чтобы освободить ее от мучившего ее страха, мать
ее решилась признаться ей во всем и устроить ей свидание с ее настоящим отцом.
Физическое сходство между отцом и дочерью было так поразительно, что все
сомнения больной тотчас же рассеялись; с этой минуты она отказалась от всякой
мысли о самоубийстве, к ней вернулась ее веселость и быстро восстановилось ее
здоровье».
    Таким образом, с одной стороны, наиболее благоприятных для теории
наследственности случаев самоубийства недостаточно, чтобы доказать правильность
этой теории, а с другой — они без всякого труда находят себе иное объяснение.
Более того: некоторые факты, обнаруженные статистикой, значение которых,
очевидно, ускользнуло от наблюдения психологов, совершенно не согласуются с
гипотезой наследственной передачи в точном смысле этого слова. Факты эти
следующие. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382