Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Существует два фактора самоубийства, обладающих по отношению друг к другу особым
сходством,— это эгоизм и аномия. В самом деле, нам известно, что обыкновенно они
представляют собой только две различные стороны одного и того же социального
состояния, поэтому нет ничего удивительного, что они могут встретиться у одного
и того же индивида. Даже почти неизбежно бывает так, что у эгоиста замечается
наклонность к беспорядочности: так как он оторван от общества, последнее уже не
может регулировать его внутреннего мира. Если же, тем не менее, желания его
разгораются чрезмерно, то это происходит вследствие того, что жизнь страстей
течет у него очень медленно, что взоры его обращены всецело на него самого и
окружающий мир не привлекает его. Но может случиться, что человек не будет ни
полным эгоистом, ни ярко эмоциональным типом; в таком случае он соединяет в себе
две соперничающие между собою личности. Для того чтобы заполнить пустоту,
которую он ощущает внутри себя, он ищет новых ощущений; правда, в это искание он
вкладывает меньше горячности, чем человек действительно страстный, но зато он
быстрее устает, чем этот последний, и эта усталость снова направляет его
внимание на самого себя и усиливает его первоначальную меланхолию. Наоборот,
дезорганизаторская тенденция не может не содержать в себе зачатка эгоизма, так
как нельзя восстать против всяких социальных уз, будучи в сильной степени
социализированным человеком. Только там, где первенствующую роль играет аномия,
зачаток этот не имеет возможности развиться, потому что аномия, заставляя
человека выходить из границ, тем самым мешает ему уединиться в самом себе. Но в
том случае, если действие аномии менее интенсивно, она позволяет в известной
степени эгоизму проявить себя. Например, то препятствие, на которое
наталкивается ненасытное желание человека, может заставить его обратиться к
своему внутреннему миру и поискать в нем отвлекающего средства против своих
потерпевших крушение страстей. Но так как он не находит там ничего такого, за
что он мог бы прочно ухватиться, и так как тоска, которую в нем вызывает
созерцание этого зрелища, может только усилить желание бежать от самого себя,
то, конечно, вследствие всего этого его беспокойство и недовольство только
возрастают. Таким образом возникает тип смешанных самоубийств, где подавленность
чередуется с возбуждением, мечта с действительностью, порывы желаний с
меланхолическими размышлениями.
Аномия может точно так же сочетаться и с альтруизмом. Один и тот же кризис может
потрясти существование индивида, нарушить равновесие между ним и его средой и в
то же самое время обратить его альтруистические наклонности в состояние,
возбуждающее в нем мысль о самоубийстве. Это тот случай, который мы называем
самоубийством одержимых. Если, например, евреи в большом количестве лишали себя
жизни во время взятия Иерусалима, то делали это потому, что, во-первых, победа
над ними римлян, превращая их в подданных и данников, тем самым меняла тот образ
жизни, к которому они уже привыкли, а во-вторых, потому, что они слишком были
преданы своему культу и слишком любили свой город, для того чтобы пережить
неминуемое разрушение того и другого. Точно так же часто случается, что
разорившийся человек лишает себя жизни как потому, что он не хочет жить в
стесненных обстоятельствах, так и потому, что он хочет спасти свое имя и имя
своей семьи от позора банкротства. Если офицеры и унтер-офицеры с легкостью
лишают себя жизни в тех случаях, когда они вынуждены подать в отставку, то это
также вызывается как мыслью о той перемене, которая должна произойти в их образе
жизни, так и их общим предрасположением считать жизнь за ничто. Две различные
причины действуют здесь в одном и том же направлении. Результатом их являются
самоубийства, в которых страстная экзальтация или непоколебимая твердость
альтруистического самоубийства соединяется с безумным отчаянием, являющимся
продуктом аномии.
Наконец, эгоизм и альтруизм, две полные противоположности, могут скрещиваться в
своем воздействии на человека. В известное время, когда распавшееся общество не
может уже более концентрировать индивидуальную деятельность, бывают тем не менее
индивиды или группы индивидов, которые, испытывая на себе это общее состояние
эгоизма, стремятся к чему-то другому. Прекрасно чувствуя, что нельзя уйти от
самого себя, переходя от одних эгоистических удовольствий к другим и сознавая,
что быстротекущие радости, даже непрестанно обновляемые, никогда не могут
усмирить их беспокойства, они ищут более длительного объекта для своей
привязанности, который мог бы дать им смысл в жизни, но так как они не дорожат
ничем реальным, то получить некоторое удовлетворение они могут только тогда,
когда создадут для себя идеальный объект. Мысль их создает это воображаемое
бытие, они делаются его слугами и отдаются ему с тем большей исключительностью,
что они ненавидят все остальное, даже самих себя. Весь смысл жизни вкладывают
они в свой идеал, и ничто иное не имеет для них цены. Они живут, таким образом,
двойной, полной противоречий жизнью: являются индивидуалистами по отношению ко
всему, что касается реального мира, и безграничными альтруистами по отношению к
вышеупомянутому идеальному объекту. А мы знаем, что оба этих состояния неизбежно
ведут человека к самоубийству. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382