Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Ясно прежде всего, что коллективная связь, будучи одним из препятствий,
задерживающих всего сильнее самоубийства, не может ослабеть, не увеличивая тем
самым число самоубийств. Когда общество тесно сплочено, то индивидуальная воля
находится как бы в его власти, занимает по отношению к нему чисто служебное
положение, и, конечно, индивид при таких условиях не может по своему усмотрению
располагать собою. Добровольная смерть является здесь изменой общему долгу. Но
когда люди отказываются признать законность такого подчинения, то какой силой
обладает общество для того, чтобы утвердить по отношению к ним свое
верховенство? В его распоряжении нет достаточного авторитета для того, чтобы
удержать людей на их посту в тот момент, когда они хотят дезертировать, и,
сознавая свою слабость, общество доходит до признания за индивидом права делать
то, чему оно бессильно воспрепятствовать. Раз человек признается хозяином своей
жизни, он вправе положить ей конец. С другой стороны, у индивидов отпадает один
из мотивов к тому, чтобы безропотно терпеть жестокие жизненные лишения. Когда
люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то
они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством
борются за свое существование. Одно и то же чувство побуждает их преклоняться
перед стремлением к общему благу и дорожить своею жизнью, а сознание великой
цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. Наконец, в
сплоченном и жизненном обществе можно наблюдать постоянный обмен идей и чувств
между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам,
но имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты
слабости и упадка.
    Однако все это имеет только второстепенное значение. Крайний индивидуализм не
только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но может
сам считаться одной из причин такого рода. Он не только устраняет препятствия,
сдерживающие стремление людей убивать себя, но сам возбуждает это стремление и
дает место специальному виду самоубийств, которые носят на себе его отпечаток.
Надо обратить особенное внимание на это обстоятельство потому, что в этом
состоит специальная природа рассматриваемого нами типа самоубийств и этим
оправдывается название «эгоистическое самоубийство», которое мы ему дали. Что же
именно в индивидуализме приводит к таким результатам?
    Часто высказывалось мнение, что в силу своего психологического устройства
человек не может жить, если он не прилепляется духовно к чему-либо его
превышающему и способному его пережить; эту психологическую особенность человека
объясняли тем, что наше сознание не может примириться с перспективой полного
исчезновения. Говорят, что жизнь терпима только тогда, если вложить в нее
какое-нибудь разумное основание, какую-нибудь цель, оправдывающую все ее
страдания, что индивид, предоставленный самому себе, не имеет настоящей точки
приложения для своей энергии. Человек чувствует себя ничтожеством в общей массе
людей; он ограничен узкими пределами не только в пространстве, но и во времени.
Если наше сознание обращено только на нас самих, то мы не можем отделаться от
мысли, что в конечном счете все усилия пропадают в том «ничто», которое ожидает
нас после смерти. Грядущее уничтожение ужасает нас. При таких условиях
невозможно сохранить мужество жить дальше, т. е. действовать и бороться, если
все равно из всего затрачиваемого труда ничего не останется. Одним словом,
позиция эгоизма противоречит человеческой природе, и поэтому она слишком
ненадежна для того, чтобы иметь шансы на долгое существование. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382