Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только
при том условии, если его потребности находят себе достаточное удовлетворение. В
противном случае, т. е. если живое существо требует большего или просто иного,
чем то, что находится в его распоряжении, жизнь для него неизбежно становится
непрерывною цепью страданий. Стремление, не находящее себе удовлетворения,
неизбежно атрофируется, а так как желание жить есть по существу своему
производное от всех других желаний, то оно не может не ослабеть, если все прочие
чувства притупляются.
У животных, когда они находятся в нормальном состоянии, это равновесие
устанавливается с автоматической самопроизвольностью, потому что оно зависит от
чисто материальных условий. Организм требует лишь, чтобы количества вещества и
энергии, непрерывно затрачиваемые на существование, были периодически возмещаемы
эквивалентными количествами, т. е. чтобы возмещение равнялось затрате. Когда
ущерб, причиненный жизнью ее собственным источникам, пополнен, животное довольно
и больше ничего не требует: в нем недостаточно сильно развита способность
размышления, чтобы оно могло ставить себе другие цели жизни, чем те, которые
ставит ему его физическая природа. С другой стороны, так как работа, выпадающая
на долю каждого органа, зависит от общего состояния жизненных сил и от
необходимого равновесия организма, то трата в свою очередь регулируется
возмещением, и таким образом баланс сводится сам собою. Границы одного в то же
самое время являются и границами другого: обе они начертаны в самой организации
живого существа, которое не может их переступить.
Но совсем иначе обстоит дело с человеком, так как большинство его потребностей
не в такой полной степени зависит от его тела. Строго говоря, можно считать
определимым количество материальной пищи, необходимое для поддержания физической
жизни человека, хотя это определение будет уже менее точно, чем в предыдущем
случае, и поле более широко открыто для свободной игры желаний, ибо сверх
необходимого минимума, которым природа всегда готова довольствоваться, когда она
действует инстинктивно, более живой интеллект заставляет предусматривать лучшие
условия, которые кажутся желательными целями и которые возбуждают к
деятельности. Однако же можно допустить, что подобного рода аппетиты рано или
поздно достигают известной границы, перейти которую они не в состоянии. Но каким
же образом мы можем определить ту степень благополучия, комфорта и роскоши, к
которой может вполне законно стремиться человеческое существо? Ни в
органическом, ни в психическом строении человека нельзя найти ничего такого, что
могло бы служить пределом для такого рода стремлений. Существование индивида
вовсе не требует, чтобы эти стремления к лучшему стояли именно на данном, а не
на другом уровне; доказательством этого служит то обстоятельство, что с самого
начала истории они непрерывно развивались, что человеческие потребности все
время получали более и более полное удовлетворение, и тем не менее в среднем
степень физического здоровья не понизилась. В особенности трудно было бы
определить, каким образом данные стремления должны варьировать в зависимости от
различных условий, профессий, службы и т. д. Нет такого общества, где бы на
разных ступенях социальной иерархии подобные стремления получали равное
удовлетворение. И однако, в существенных чертах человеческая природа почти
тождественна у всех членов общества. Значит, не от нее зависит та изменчивая
граница, которой определяется величина потребностей на каждой данной социальной
ступени. Следовательно, поскольку подобного рода потребности зависят только от
индивида, они безграничны. Наша восприимчивость, если отвлечься от всякой
регулирующей ее внешней силы, представит собой бездонную пропасть, которую ничто
не может наполнить. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382