Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Подтверждается ли эта двойная гипотеза фактами?
    Если сравнивать только вершины католической Франции и протестантской Германии,
т. е. только самые высшие классы этих двух наций, то, по-видимому, Франция может
выдержать сравнение с Германией. В больших центрах Франции наука находится на
той же степени развития, как и у ее соседей; даже можно с достоверностью
сказать, что многие протестантские центры уступают ей в этом смысле. Но если в
высших слоях этих двух стран стремление к образованию ощущается с одинаковой
силой, то нельзя сказать того же самого про низы народной массы; и если в обеих
сравниваемых странах просвещение достигает почти той же максимальной
интенсивности, то средняя интенсивность во Франции слабее, чем в Германии. То же
можно сказать обо всех вообще католических нациях при сравнении их с нациями
протестантскими. Можно предполагать, что в области высшей культуры первые не
уступают вторым, но совершенно другую картину представляет сравнение
интенсивности народного образования. Тогда как у протестантских народов
(Саксония, Норвегия, Швеция, Баден, Дания и Пруссия) в течение 1877—1878 гг. на
1000 детей школьного возраста, т. е. от 6—12 лет, 957 человек в среднем посещали
школу, католические страны (Франция, Австро-Венгрия, Испания, Италия) за тот же
период насчитывали только 667 человек на 1000, т. е. на 31% меньше. То же самое
мы видим в 1874—1875 и 1860—1861 гг. Пруссия, в которой это число ниже, чем во
всех других протестантских странах, стоит в этом отношении все-таки выше
Франции, идущей во главе католических стран: в Пруссии 897 обучающихся детей
приходится на 1000, а во Франции только 766. Из всей Германии больше всего
католиков в Баварии, и она насчитывает больше всего неграмотных. Из всех
провинций Баварии наиболее сильным католическим духом проникнут Верхний Пфальц,
и в нем больше всего число новобранцев, не умеющих ни читать, ни писать (15% в
1871 г.). То же совпадение мы видим в Пруссии, в Прусской провинции и в
герцогстве Познань. Наконец, во всем королевстве в 1871 г. насчитывалось
неграмотных на 1000 протестантов 29 человек и на 1000 католиков — 152. То же
соотношение наблюдается среди женщин этих двух вероисповеданий.
    Но нам, пожалуй, возразят, что первоначальное образование не может служить
мерилом для состояния общего образования страны; часто говорили, что не числом
неграмотных измеряется степень образованности вообще. Согласимся с этим
возражением, хотя, по правде сказать, различные степени образования более
связаны между собою, чем это кажется, и трудно развиться одной, в то время как
другая не развивается одновременно с ней. Во всяком случае, если уровень
первоначальной культуры только в очень слабой степени отражает уровень культуры
научной, то все же с достаточной точностью указывает, в какой мере народ, взятый
в общей массе, испытывает жажду знаний; потребность в просвещении должна
ощущаться в высшей степени, раз возникло стремление распространить его элементы
вплоть до самых низших слоев населения. Для того чтобы предоставить в общее
пользование средства к образованию, для того чтобы объявить невежество
наказуемым по закону, народ должен считать прояснение и развитие сознания
непременным условием своего бытия. В самом деле, если протестантские нации
признали такую важность за образованием, то они это сделали потому, что считают
необходимым каждому человеку доставить возможность читать и толковать Библию. В
данный момент мы хотим определить среднюю интенсивность этой потребности и то
значение, которое каждый народ приписывает науке, а не ценность его ученых и их
открытий. С этой специальной точки зрения состояние высшего образования и чисто
научного творчества было бы плохим критерием, так как оно показывало бы нам
только то, что происходит в ограниченном кругу общества. Народное и общее
образование в данном случае является более верным признаком.  ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382