Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Этот культ человека представляет собой нечто совершенно иное, чем тот
эгоистический индивидуализм, о котором мы говорили выше и который ведет к
самоубийству. Не отрывая личностей от общества и от сверхиндивидуальных целей,
этот культ объединяет их на одной мысли и делает из них служителей одного и того
же дела. Ибо тот человек, который становится, таким образом, предметом
общественной любви и почитания, не есть та конкретная, эмпирическая личность,
каковой является каждый из нас; это — человек вообще, идеальное человечество,
как его понимает каждый народ в каждый момент своей истории. Никто из нас не
воплощает его полностью, хотя никто из нас и не чужд ему совершенно. Дело идет
ведь не о том, чтобы сосредоточить каждую отдельную личность на самой себе и на
ее личных интересах, но о том, чтобы подчинить ее всеобщим интересам
человеческого рода. Такая цель выводит ее за ее пределы; безличная и
беспристрастная, она парит над всеми частными личностями; как и всякий идеал,
она может быть понимаема только как нечто высшее и господствующее над реальным.
Она господствует даже над обществами, потому что она есть та цель, на которую
направлена всякая социальная деятельность. Вот почему общество уже не имеет
права распоряжаться ею. Общества, признавая за собою свое право на
существование, становятся от личности в зависимость и теряют право на ее
уничтожение; и еще с большим основанием теряют они право разрешать людям
уничтожать самих себя. Наше достоинство, как моральных существ, перестает быть
собственностью общины; но в силу этого оно не становится еще нашей
собственностью — мы нисколько не приобретаем права делать с ним, что нам угодно.
Откуда, в самом деле, могли бы мы получить это право, когда общество — это
существо, высшее, чем мы,— само его не имеет?
При этих условиях самоубийство необходимо причисляется к поступкам
безнравственным; ибо оно, по своему основному принципу, отрицает эту религию
человечества. Убивая себя, человек наносит, говорят нам, вред только самому
себе, и обществу незачем вмешиваться сюда, согласно древней аксиоме: Volenti non
fit inyuria. Это — заблуждение. Общество оскорблено, потому что оскорблено
чувство, на котором основываются в настоящее время его наиболее почитаемые
моральные аксиомы и которое служит почти единственной связью между его членами;
это чувство было бы подорвано, если бы такое оскорбление могло совершиться
беспрепятственно. В самом деле, каким образом могло бы оно сохранить малейший
авторитет, если бы, при его оскорблении, моральное сознание не протестовало? С
того момента, как человеческая личность признается и должна быть признана
святыней, которой не может произвольно распоряжаться ни индивид, ни группа,
всякое покушение на нее должно быть запрещено. Неважно, что преступник и жертва
соединяются при этом в одном лице: социальное зло, следующее из акта, не
исчезает только потому, что преступник причинил страдание только себе. Если факт
насильственного прекращения человеческой жизни сам по себе всегда возмущает нас,
как оскорбление святыни, то мы не можем терпеть его ни в каком случае. Уступив
здесь, общественное чувство скоро потеряло бы свою силу.
Мы не хотим этим сказать, что следует вернуться к тем диким мерам, которые
применялись в предыдущие века к самоубийцам. Они были установлены в эпоху, когда
под влиянием преходящих условий всякая карательная система проводилась с
преувеличенной жестокостью. Но следует соблюсти принцип, что самоубийство как
таковое должно быть осуждено. Остается исследовать, какими внешними признаками
может выражаться это осуждение. Достаточно ли одних моральных санкций или нужны
еще и юридические, и какие именно? Этот практический вопрос и рассматривается в
следующей главе. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382