Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Существуют и такие самоубийцы, которые не мбгут пожаловаться ни на людей, ни на
обстоятельства, а сами по себе устают в бесконечной погоне за недостижимой
целью, в которой желания их не только неудовлетворяются, но возбуждаются еще
сильнее; тогда они возмущаются жизнью и обвиняют ее в том, что она обманула их.
Между тем то тщетное возбуждение, во власти которого они находились, оставляет
после себя особого рода изнеможение, мешающее ослабевшим страстям проявляться с
той же силой, как и в предыдущих случаях; они как бы утрачивают свою силу и
поэтому с меньшей энергией оказывают свое влияние на человека; индивид, таким
образом, впадает в состояние меланхолии и до некоторой степени напоминает собой
интеллектуального эгоиста, но не ощущает в своей меланхолии присущей этому
последнему томительной прелести; в нем доминирует более или менее сильное
отвращение к жизни. Подобное состояние у своих современников уже наблюдал Сенека
одновременно с вытекающими из него самоубийствами. «Поражающее нас зло находится
не около нас, оно — в нас самих. Мы лишены сил что-либо перенести, не в
состоянии вытерпеть страдания, нетерпеливы, не можем, наслаждаться радостью.
Сколько людей призывают смерть потому, что, испробовав все возможные перемены,
они приходят к заключению, что им знакомы уже все ощущения и ничего нового они
испытать не могут». В новейшей литературе наиболее ярким представителем такого
типа является Рене у Шатобриана. В то время, как Рафаэль — мечтатель,
погружающийся в себя, Рене — ненасытен. «Меня упрекают в том,— восклицает он с
горечью,— что у меня непостоянные вкусы, что одна и та же химера не в состоянии
долго занимать меня, что я вечно нахожусь во власти воображения, которое
стремится возможно скорее исчерпать дно моих желаний, как будто их наличность
его удручает; меня обвиняют в том, что я всегда ставлю себе цель, которой не
могу достигнуть; увы! я только ищу неизвестное благо, которое я инстинктивно
чувствую. Не моя в том вина, что я повсюду нахожу препятствия и что все уже
достигнутое теряет для меня всякую ценность». Это описание довершает
характеристику тех черт сходства и различия между самоубийством эгоистическим и
аномичным, которые уже были выше установлены нашим социологическим анализом.
Самоубийцы и того, и другого типа страдают тем, что можно называть «болезнью
бесконечности», но в обоих случаях эта болезнь принимает неодинаковые формы. В
первом случае мы имеем дело с рассудочным умом, который испытывает болезненное
изменение и чрезмерно гипертрофируется, во втором случае дело идет о чрезмерной
и нерегулярной чувствительности. У одного — мысль, возвращаясь все время к самой
себе, теряет наконец всякий объект, у другого— не знающая границ страсть не
видит впереди никакой цели; первый теряется в бесконечности мечтаний, второй — в
бездне желаний.
    Таким образом, мы видим, что психологическая формула самоубийцы не так проста,
как это обыкновенно думают. Сказать, что он устал, испытывает отвращение к
жизни, еще не значит определить эту формулу. На самом деле существуют самые
различные типы самоубийц, и эти различия ощущаются особенно сильно в том
способе, которым совершается самоубийство. Можно таким путем распределить
самоубийства и самоубийц на определенное количество видов; они должны совпадать
в их существенных чертах с типами, установленными нами выше, согласно природе
тех социальных причин, от которых они зависят; они являются как бы продолжением
этих социальных фактов во внутреннем мире индивида.
    Необходимо прибавить, что они не всегда наблюдаются в опыте в чистом виде; часто
случается, что они комбинируются между собой и дают начало сложным видам;
признаки, принадлежащие нескольким из них, встречаются одновременно в одном и
том же самоубийстве. Причиной этого явления служит то обстоятельство, что
различные причины самоубийства могут одновременно оказывать свое действие на
одного и того же индивида, и таким образом результаты их перемешиваются. Так, мы
видим часто больного, подверженного различным бредовым идеям, которые
перепутываются между собой, но все же воздействуют в одном и том же направлении
и, несмотря на различное происхождение, приводят к одному и тому же поступку;
они взаимно усиливают друг друга. Таким же образом различные лихорадки,
соединяясь у одного и того же субъекта, способствуют каждая поднятию температуры
его тела. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382