Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Общественное сознание, в целом и общем относясь отрицательно к самоубийству,
сохраняло за собой право разрешать его в известных случаях. Подобный принцип
очень родствен основной мысли установлений, о которых говорит Квинтилиан; и он
настолько был тесно связан со всей римской регламентацией самоубийства, что
удержался вплоть до императорской эпохи. Только с течением времени увеличился
список поводов, дающих право на прощение. И в конце концов осталась лишь одна
только causa inyusta — желание ускользнуть от последствий судебного приговора.
Но и тут был такой период, когда, по-видимому, закон, исключавший возможность
прощения в этом случае, оставался без применения.
    Если от античной общины спуститься к первобытным народам, среди которых
процветает самоубийство, вытекающее из альтруистических побуждений, то там будет
очень трудно найти что-нибудь определенное в области обычного законодательства,
относящегося к этому предмету. Однако снисходительность, с которой там
встречается самоубийство, позволяет думать, что оно не запрещено законом.
Возможно, впрочем, что оно пользуется терпимостью не во всех случаях. Но как бы
там ни было, остается несомненным, что из всех обществ, перешагнувших через эту
первичную стадию развития, мы не знаем ни одного, в котором бы личности
предоставлялось без всяких оговорок право кончать с собой. Правда, в Греции, как
и в Италии, был период, когда древние узаконения, относящиеся к самоубийству,
вышли почти совершенно из употребления. Но это имело место только в эпоху упадка
самих античных общин. Поэтому нельзя ссылаться на подобную запоздалую терпимость
как на пример, достойный подражания: она, очевидно, тесно связана с тяжелыми
потрясениями, переживавшимися обществом в ту эпоху. Это было симптомом агонии.
    Подобная всеобщность отрицательного отношения к самоубийству, если не обращать
внимания на случаи регресса, уже сама по себе является поучительным фактом,
способным внушить сомнение слишком снисходительным моралистам. Автору, который
осмелился бы в этом вопросе во имя какой-нибудь системы восстать против
морального сознания всего человечества, нужно было бы обладать особым доверием к
могуществу своей логики; или, если он, считая это отрицательное отношение
обоснованным для прошлого, требует его отмены лишь для настоящего времени, он
должен был бы раньше всего доказать, что в новейшие времена произошло какое-то
глубокое изменение в основных условиях коллективной жизни. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382