Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
III
Теперь читателю будет более понятно наше желание дать объективное определение
факту самоубийства и неизменно придерживаться его в ходе изложения. Хотя
альтруистическое самоубийство и содержит в себе все характерные черты
самоубийства вообще, но в своих наиболее ярких и поразительных проявлениях
приближается к той категории человеческих поступков, к которым мы привыкли
относиться с полным уважением и даже восторгом; поэтому мы очень часто
отказываемся даже признать в нем факт самоубийства.
В глазах Эскироля и Фальрэ смерть Катона и жирондистов не была самоубийством. Но
если те самоубийства, которые своею видимой и непосредственной причиной имеют
дух отречения и самоотвержения, не заслуживают такой квалификации, то последняя
не может быть применена и к тем самоубийствам, которые происходят от того же
морального расположения, хотя и менее очевидного; ибо вторые отличаются от
первых только некоторыми оттенками. Если житель Канарских островов, бросающийся
в пропасть в честь своего бога, не самоубийца, то нельзя дать этого названия и
последователю секты Джина, если он убивает себя для того, чтобы войти в Ничто;
точно так же дикарь, отказывающийся под влиянием аналогичного умственного
состояния от жизни после какого-нибудь незначительного оскорбления или даже
просто для того, чтобы доказать свое презрение к жизни, в свою очередь не может
быть назван самоубийцей, равно как и разорившийся человек, не желающий пережить
своего позора, и, наконец, те многочисленные солдаты, которые ежегодно
увеличивают сумму добровольных смертей. Все эти явления имеют своим общим корнем
начало альтруизма, которое в равной степени является и причиной того, что можно
было бы назвать героическим самоубийством. Быть может, все эти факты надо
отнести к категории самоубийств и исключить из нее только те случаи, в которых
имеется налицо совершенно чистый мотив самоубийства? Но раньше всего, что может
нам послужить критерием для такого разделения? С какого момента мотив перестает
быть достаточно похвальным, чтобы руководимый им поступок мог быть
квалифицирован как самоубийство? Разделяя коренным образом эти две категории
фактов, мы тем самым лишаем себя возможности разобраться в их природе, потому
что характерные для этого типа черты всего резче выступают в обязательном
альтруистическом самоубийстве; все остальные разновидности составляют только
производные формы. Итак, нам приходится или признать недействительной обширную
группу весьма поучительных фактов, или же, если не отбрасывать их целиком, то,
помимо того что мы можем сделать между ними только самый правильный выбор, мы
поставим себя в полную невозможность распознать общий ствол, к которому
относятся те факты, которые мы сохраним. Таковы те опасности, которым
подвергается человек, если он определяет самоубийство в зависимости от внушаемых
ему субъективных чувств. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382