Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
II
Это заключение может найти себе подтверждение уже в одном постоянстве процента
самоубийств. Если, следуя нашему методу, мы должны были оставить до настоящего
времени эту проблему нерешенной, то фактически очевидно, что она не допускает
никакого другого решения. Когда Quetelet обратил внимание философов на
поразительную регулярность, с которой известные социальные явления повторяются в
течение тождественных периодов времени, он полагал, что объяснением ей может
служить его теория среднего человека,— теория, оставшаяся до сих пор
единственной систематической попыткой дать объяснение этой замечательной
особенности. По его мнению, в каждом обществе имеется определенный тип, которого
более или менее правильно воспроизводит вся масса индивидов и среди которого
только меньшинство имеет тенденцию отклоняться от средней под влиянием причин,
нарушающих обычное течение жизни. Например, существует совокупность физических и
моральных признаков, наблюдаемая у большинства французов, но которой нет в том
же виде и размере у итальянцев и немцев, и наоборот. Так как эти признаки
являются наиболее распространенными, то и вытекающие из них поступки встречаются
очень часто, они образуют самую обширную группу. Те же индивиды, которые,
наоборот, определяются выходящими из ряда особенностями, редки, как и сами эти
особенности. С другой стороны, не будучи абсолютно неизменным, общий тип
изменяется гораздо медленнее, чем тип индивидуальный, так как гораздо труднее
измениться всему обществу в целом, чем отдельным лицам. Это постоянство
естественно сообщается и поступкам, которые вытекают из характеристических
свойств этого типа. Первые не изменяются ни по качеству, ни по величине, пока не
изменяются вторые, а так как в то же время эти способы действия являются
наиболее распространенными, то постоянство неизбежно становится общим законом
проявлений человеческой активности, как это и показывает статистика. В самом
деле, статистик подсчитывает все однородные факты, совершающиеся в недрах одного
и того же общества. А так как эти последние остаются неизменными до тех пор,
пока сохраняется постоянным общий тип общества, и так как, с другой стороны,
изменения типа осуществляются лишь с большими затруднениями, то результаты
статистических обследований необходимо должны оставаться одинаковыми в течение
довольно длинного ряда последовательных лет. Что же касается тех фактов, которые
совершаются под влиянием исключительных особенностей и индивидуальных
случайностей, то они, конечно, не обнаруживают такой правильности. Вот почему
постоянство никогда не бывает абсолютным.
Но это — лишь исключения; следовательно, неизменность можно считать правилом, а
изменчивость — исключением. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382