Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Но можно ли действительно эти различия отнести на счет расы?
    Гипотеза эта была бы правдоподобна, если бы каждая группа народов, объединенных
под одним общим названием, имела приблизительно одинаковую наклонность к
самоубийству. Но в действительности между народами одной и той же расы
наблюдается в этом смысле большое различие. Тогда как у славян вообще слабая
степень наклонности к самоубийству, Моравия и Богемия среди них составляют
исключение. В первой насчитывается 158 случаев на миллион жителей, во второй —
136, тогда как в Крайне всего 46, в Кроации — 30 и в Далмации —14. То же самое
мы видим у народов кельто-романской расы. Франция отличается высоким процентом —
150 на 1 000 000 жителей, в то время как в Италии мы находим только 30 случаев,
а в Испании — еще меньше. Очень трудно согласиться с Морселли в том отношении,
что такое сильное колебание процента может объясняться большим количеством
германских элементов во Франции, чем в других латинских странах. Если принять во
внимание, что страны, выделяющиеся в смысле высокого процента самоубийств среди
родственных им национальностей, в то же время и наиболее цивилизованные, то
является вполне законным задать себе вопрос: не различный ли уровень цивилизации
является тем моментом, который в действительности определяет собой разницу между
обществами и так называемыми этническими группами? Разница в склонности к
самоубийству у германских народов еще более велика. Из четырех принадлежащих к
этой расе групп в трех наклонность еще слабее, чем у славянских и латинских
народов. Это фламандцы, у которых на 1 000 000 насчитывается только 50 случаев
самоубийства, англосаксы, у которых самоубийц только 70 на 1 000 000; что же
касается скандинавов, и в частности Дании, то в ней насчитывается высокое число—
268 самоубийств, но в Норвегии их только 74 и в Швеции — 84. Поэтому невозможно
приписывать датский процент самоубийств всей расе, если в двух других странах,
где эта раса существует в наиболее чистом виде, мы имеем противоположные
результаты. В общем, из всех германских народов только немцы очень сильно
предрасположены к самоубийству. Поэтому если мы будем употреблять термины в их
строгом смысле, то в данном случае может идти речь не о расе, а о
национальности. Тем не менее, поскольку не доказано отсутствие немецкого типа,
который был бы отчасти наследственным, можно распространить понятие этого слова
до самых крайних пределов и сказать, что у народов немецкой расы
предрасположение к самоубийству развито больше, чем у большинства людей,
принадлежащих к кельто-романскому, славянскому и даже англосаксонскому и
скандинавскому обществам. Но это все, что можно вывести из предыдущих цифровых
данных. Как бы то ни было, мы имеем здесь единственный случай, когда можно
действительно подозревать влияние этнических условий. Далее мы увидим, что раса
на самом деле в этом случае не играет никакой роли.
    Для того чтобы иметь право объяснять расовой причиной склонность немцев к
самоубийству, недостаточно одного констатирования того факта, что самоубийство
распространено в Германии, так как эта распространенность может быть отнесена на
счет природы немецкой цивилизации. Но надо было бы доказать, что эта наклонность
неразрывно связана с наследственным состоянием немецкого организма, что это
перманентная черта немецкого типа, остающаяся даже и в изменившейся социальной
среде. Только при этом условии мы можем видеть в склонности к самоубийству
результат влияния расы. Посмотрим теперь, что происходит вне Германии в том
случае, если немец входит в жизнь других народов или приобщается к различным
культурам; сохраняет ли он свое печальное первенство в наклонности к
самоубийству. В Австрии мы имеем готовый ответ на этот вопрос. Немцы, смотря по
провинциям, смешались в различных пропорциях с населением, обладающим совсем
иными этническими качествами. Посмотрим, увеличило ли присутствие немцев процент
самоубийств в Австрии. Для каждой провинции существует как средний процент
самоубийств на протяжении пятилетия (1872— 1877 гг.), так и численное значение
немецкого элемента. По характеру употребляемого в каждой данной местности
наречия мы определяем долю участия той или иной расы; хотя этот критерий не
обладает абсолютной точностью, но он наиболее достоверен из всех существующих. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382