Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Его причиной является, как мы уже говорили, институт развода с той совокупностью
идей и нравов, которая его породила и которую он только санкционирует. Следует
ли отсюда, что его надо уничтожить там, где он существует? Вопрос этот слишком
сложен, чтобы мы его здесь рассматривали; его с пользой можно трактовать лишь в
конце специального исследования о браке и его эволюции. В настоящую минуту нам
нужно только заняться отношением развода к самоубийству. И с этой точки зрения
мы скажем: единственное средство уменьшить число самоубийств, вызываемых брачной
аномией, это — сделать брак более нерасторжимым.
Есть обстоятельство, которое делает этот вопрос чрезвычайно тревожным и придает
ему почти драматический интерес. Оно состоит в том, что нельзя уменьшить этим
путем числа самоубийств мужей, не увеличивая его среди жен. Неужели необходимо
пожертвовать одним из полов и вопрос сводится лишь к тому, чтобы выбрать меньшее
из двух зол? Мы не видим другого возможного решения, до тех пор пока интересы
супругов в браке останутся столь противоположными. Пока одним прежде всего нужна
будет свобода, а другим дисциплина, брачный институт не может одинаково
удовлетворять тех и других. Но антагонизм, делающий теперь невозможным
разрешение вопроса, не вечен, и можно надеяться, что он исчезнет.
Этот антагонизм порождается тем, что оба пола неодинаково участвуют в
общественной жизни. В то время как муж активно в ней замешан, жена лишь
присутствует при ней на почтительном расстоянии. Поэтому он социализован в
гораздо большей степени, чем она. Его вкусы, стремления, настроения имеют
большей частью коллективное происхождение, тогда как у жены они находятся в
гораздо более непосредственной зависимости от организма. У него, таким образом,
совершенно другие потребности, чем у нее, а потому невозможно, чтобы институт,
который должен регулировать их общую жизнь, мог быть справедливым и
удовлетворять одновременно столь противоположные требования. Он не может
удовлетворять одновременно два существа, из которых одно почти все целиком
продукт общества, а другое осталось в гораздо большей степени тем, чем сделала
его природа. Но совершенно не доказано, чтобы эта противоположность должна была
сохраниться навеки. Конечно, в известном смысле она в первобытное время была
менее заметна, чем теперь, но из этого не следует, что она должна без конца
развиваться. Ведь социальные состояния, самые примитивные, часто вновь возникают
на самых высших стадиях эволюции, но под другими формами, почти противоположными
тем, какие они имели вначале. Нет, правда, основания предполагать, чтобы женщина
была когда-нибудь в состоянии исполнять в обществе те же функции, что и мужчина,
но она может играть в нем роль, которая, будучи чисто женской, была бы, однако,
более активной, чем ее нынешняя роль. Женщины никогда не станут подобными
мужчинам; напротив, можно думать, что они будут все больше от него отличаться.
Но эти различия будут больше утилизированы социально, чем это было в прошлом.
Почему, например, по мере того как мужчина, все больше и больше поглощаемый
утилитарной деятельностью, принужден отказываться от эстетических функций, эти
последние не могут переходить к женщине? Оба пола, таким образом, сблизятся,
дифференцируясь. Они будут социализироваться в равной степени, но в различных
направлениях. И по-видимому, в этом именно смысле и совершается эволюция. В
городах женщина больше отличается от мужчины, чем в деревнях, и, однако, в
городах ее умственное и нравственное существо больше пропитано социальной
жизнью. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382