Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Всякая мораль прогресса и совершенствования неотделима поэтому от известной
степени аномии. Таким образом, каждому типу самоубийства соответствует своя,
согласующаяся с ним моральная организация. Одно не может быть без другого; ибо
самоубийство есть просто форма, которую неизбежно принимает каждая из них в
известных частных условиях и которая не может не проявляться.
Но, скажут нам, эти различные течения могут обусловливать самоубийства только в
том случае, если они доведены до крайности; но разве невозможно сделать так,
чтобы они повсюду приобрели одну и ту же умеренную интенсивность? Стремиться к
этому значило бы желать, чтобы условия жизни стали повсюду одинаковыми: это и
невозможно, и нежелательно. Во всяком обществе встречаются отдельные группы,
куда коллективные переживания проникают, только видоизменившись. Для того чтобы
какое-либо течение имело по всей стране известную интенсивность, необходимо,
чтобы в одних местах оно превышало, в других же не достигало среднего уровня.
Но эти отклонения в ту или иную сторону не только неизбежны: они, в известной
мере, и полезны. В самом деле, если наиболее распространенное состояние вместе с
тем является и таким, которое лучше всего соответствует наиболее обычным
условиям социальной жизни, оно не может согласоваться с иными условиями; а
общество тем не менее должно иметь возможность приспособляться как к первым, так
и ко вторым. Человек, у которого жажда деятельности никогда не может превзойти
среднего уровня, не может устоять в положениях, требующих исключительных усилий.
Точно так же общество, где интеллектуальный индивидуализм не мог бы достигнуть
своих крайностей, не было бы способно стряхнуть с себя иго традиций и обновить
свои верования, даже когда это становится необходимым. И обратно, там. где такое
же состояние умов не могло бы, в известных случаях, достаточно ослабнуть и дать
дорогу противоположному течению, что сталось бы там в военное время, когда
пассивное повиновение является первым долгом? Но для того, чтобы эти формы
деятельности могли проявиться, когда они необходимы, надо, чтобы общество не
обесценило их окончательно. Поэтому неизбежно, чтобы они имели свое место в
общественном существовании; чтобы были как сферы, где культивируется дух
непримиримой критики и свободного исследования, так и другие — например, армия,
где сохраняется почти в полной неприкосновенности древняя религия авторитета.
Без сомнения, в обычное время действие этих очагов не должно распространяться за
известные пределы; так как чувства, вырабатывающиеся в них, соответствуют особым
условиям, то является существенным, чтобы они не обобщались. Но если важно,
чтобы они оставались локализированными, не менее важно, чтобы они существовали.
Эта необходимость окажется еще более очевидной, если принять во внимание, что
общества не только должны справляться с различными положениями в течение одного
и того же периода, но, кроме того, не могут вообще сохраняться, не преобразуясь.
Нормальные пропорции индивидуализма и альтруизма, соответствующие современным
нациям, не остаются неизменными на протяжении даже одного столетия. Будущее не
было бы возможным, если бы его зародыши не были даны в настоящем. Для того чтобы
какая-либо коллективная тенденция могла ослабеть или усилиться в своем развитии,
она не должна быть зафиксирована раз навсегда в единственной форме, не
поддающейся изменению; она не была бы в состоянии варьировать во времени, если
бы она не представляла никаких вариаций в пространстве. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382