Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Но из изложенного выше вытекает еще один более знаменательный вывод, исключающий
мысль о возможности подобного доказательства. Если оставить в стороне различие в
деталях репрессивных мер, принимавшихся разными народами, то можно увидеть, что
регламентация самоубийства прошла через две главные фазы. В первой — личности
запрещено кончать с собой самовольно, но государство может выдать на это свое
разрешение. Деяние становится безнравственным лишь в том случае, когда его
совершают отдельные лица на свой страх, без участия органов коллективной жизни.
При известных обстоятельствах общество как бы уступает и соглашается разрешить
то, что принципиально оно осуждает. Во втором периоде— осуждение носит
абсолютный характер и не допускает никаких исключений. Возможность распоряжения
человеческой жизнью, за исключением смерти как возмездия за преступление,
отнимается даже не только у заинтересованного субъекта, но даже и у общества.
Этого права отныне лишены и коллективная, и индивидуальная воля. Самоубийство
рассматривается как безнравственное деяние по самой своей сущности, само по
себе, вне зависимости от того, кто является его участником. Таким образом, по
мере развития прогресса отрицательное отношение не только не исчезает, но
делается все более радикальным. Если же в настоящее время общественное сознание,
по-видимому, снисходительно относится к самоубийству, то это колебание должно
вытекать из временных случайных причин, ибо совершенно невероятно, чтобы
моральная эволюция, шедшая в течение веков в одном и том же направлении, могла
пойти в этом вопросе назад.
И в самом деле, идеи, из которых вытекла эта эволюция, никогда не теряют своей
силы. Некоторые утверждают, что самоубийство заслуживает наказания потому, что
человек, кончая с собой, уклоняется от исполнения своих обязанностей по
отношению к обществу. Но если исходить только из этого соображения, то следовало
бы, подобно грекам, предоставить обществу организовать по его усмотрению
самозащиту, действующую исключительно в его интересах. Но мы отказывали ему в
праве на это именно потому, что не смотрим На самоубийцу просто как на
несостоятельного должника, кредитором которого является общество. Ведь кредитор
может всегда простить долг, на получение которого он имеет право. К тому же,
если бы осуждение, встречающее самоубийство, не имело других источников, оно
должно было бы быть тем строже, чем сильнее личность подчинена государству;
следовательно, оно достигало бы своего апогея в известном обществе. Однако,
совершенно наоборот, оно развивается все больше по мере того, как растут права
личности по отношению к государству. И если оно приняло такой строгий и всеобщий
характер в христианском обществе, то причину этого изменения следует искать не в
представлении этих народов о значении государства, а в новом понятии о
человеческой личности. Она стала в их глазах святыней и даже святыней по
преимуществу, на которую никто не смеет посягать.
Без сомнения, уже в античной общине личность не настолько принижена, как у
первобытных народов. За ней уже признается социальная ценность, но эта ценность
рассматривается исключительно как достояние государства. Община поэтому могла
свободно распоряжаться личностью, лишая в то же время личность права
распоряжения самой собой. Но теперь личности придают такое достоинство, которое
ставит ее выше самой себя и выше общества. Пока она не пала и не потеряла
благодаря своему поведению права называться человеком, она для нас является, так
сказать, частицей той высшей природы sui generis, которой все религии наделяют
своих богов и которая ставит их вне посягательств со стороны смертных. Личность
получила религиозный оттенок; человек стал богом для людей. И поэтому всякое
покушение на личность кажется нам оскорблением святыни. Чья бы рука ни наносила
удар, он производит на нас отталкивающее впечатление только потому, что он
посягает на то священное, что заключается в нас и что мы должны уважать и в
себе, и в других людях. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382