Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
В самом деле, своего рода трансцендентность, приписываемая нами человеческой
личности, не представляет собой ничего специфически ей присущего. Ее встречаем
мы и в других случаях. Она — лишь отпечаток, который оставляют на предметах
коллективные чувства, достигшие известной силы. И именно потому, что эти чувства
исходят из коллективности, и те цели, к которым благодаря им направляется наша
деятельность, могут носить лишь коллективный характер. А общество имеет свои
потребности, не разлагаемые на наши индивидуальные потребности. Действия,
внушаемые нам коллективными чувствами, не следуют поэтому нашим личным
наклонностям: они ставят целью не наш собственный интерес, а состоят по большей
части из лишений и жертв. Когда я пощусь, я умерщвляю свою плоть, желая сделать
приятное Богу; когда из уважения к какой-нибудь традиции, смысл и значение
которой я по большей части не знаю, я налагаю на себя какое-нибудь стеснение,
когда я плачу налоги, когда я отдаю мой труд и жизнь государству, я отрекаюсь от
части самого себя; и по тому сопротивлению, которое оказывает наш эгоизм
подобным актам самоотречения, мы легко замечаем, что они требуются от нас
какой-то высшей властью, которой мы подчинены. И даже когда мы с радостью идем
навстречу ее приказаниям, у нас бывает сознание, что наше поведение определяется
чувством подчинения чему-то более великому, чем мы сами. И как бы по внешности
ни добровольно подчинялись мы голосу, диктующему нам это самоотречение, мы
прекрасно сознаем, что этот голос говорит нам в повелительном тоне, отличающемся
от голоса инстинкта. Поэтому, хотя он и раздается внутри нашего сознания, мы не
можем, не противореча самим себе, смотреть на него, как на наше собственное
побуждение. Но мы его отчуждаем от себя так же, как делаем это с нашими
ощущениями, мы проецируем его вовне, переносим его на какое-то существо,
находящееся, по нашему представлению, вне нас и выше нас, так как оно отдает нам
приказания, а мы повинуемся его повелениям. Естественно, что все, что, как нам
кажется, имеет то же происхождение, носит такой же характер. И поэтому мы были
принуждены вообразить какой-то мир, выше земного мира, и населить его существами
иного рода.
Таково происхождение всех идей о трансцендентном, легших в основу религиозных и
моральных учений, ибо иным способом нельзя объяснить моральных обязательств.
Конечно, конкретная формулировка, в какую мы облекаем обыкновенно эти идеи, не
имеет никакой научной ценности. Постулируем ли мы в виде основы какое-нибудь
особое личное существо или какую-нибудь абстрактную силу, которую мы в смутной
форме олицетворяем под именем морального идеала,— во всяком случае все это —
метафоры, не отражающие вполне точно реальных фактов. Но процесс, который
отражают эти идеи, все-таки остается реальным. Остается несомненным, что во всех
этих случаях причиной, обусловливающей наши действия, является сила, стоящая
выше нас, а именно общество, и что внушенные ею нам цели пользуются настоящей
моральной гегемонией. А если это так, то все возражения, которые можно привести
против обычных представлений, которыми люди выражают чувствуемое ими подчинение
высшей силе, не могут уменьшить реальности этого факта. Подобная критика носит
поверхностный характер и не касается сути вопроса. Поэтому если можно
утверждать, что возведение на пьедестал человеческой личности составляет одну из
целей, которые преследует и должно преследовать современное общество, то этим
самым оправдываются и все вытекающие из этого принципа моральные нормы, какова
бы ни была ценность тех приемов, какими их оправдывают обыкновенно. Если доводы,
которыми довольствуется толпа, не выдерживают критики, достаточно изложить их
другим языком для того, чтобы придать им все их значение.
Действительно, эта цель не только стоит в ряду тех, которые ставят себе
современные общества; но закон истории состоит в том, что последние стремятся
мало-помалу избавиться от всякой другой цели. Вначале общество было всем,
личность — ничем. Вследствие этого наиболее интенсивными социальными чувствами
были те, которые привязывали личность к коллективности: последняя являлась
самодовлеющею целью для самой себя. Человек считался простым орудием в ее руках;
от нее, казалось, получал он все свои права и по отношению к ней не имел никаких
прав, потому что он был ничто вне ее. Но мало-помалу отношения изменялись. По
мере того как общества становились все более многолюдными и сплоченными, они
делались все сложнее, возникало разделение труда, умножались индивидуальные
различия, и уже приближалось время, когда между членами одной и той же группы не
остается ничего общего, кроме того, что все они — люди. При этих условиях
общественное чувство неизбежно направляется со всей своей силой на тот
единственный предмет, который еще остается в его распоряжении и которому оно
сообщает поэтому несравненную ценность. Так как человеческая личность является
единственным предметом, который может одушевить все сердца, так как
возвеличивание личности является единственною целью, которую можно преследовать
коллективно, то она не может не приобрести в глазах всех исключительной
важности. Она поднимается, таким образом, выше всех человеческих целей и
получает религиозный характер. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382