Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Несколько примеров подтверждают наше положение. Мы знаем, что самоубийство среди
детей — факт совершенно исключительный и что с приближением глубокой старости
наклонность к самоубийству ослабевает; в обоих случаях физический человек
захватывает все существо индивида. Для детей общества еще нет, так как оно еще
не успело сформировать их по образу своему и подобию; от старика общество уже
отошло, или — что сводится к тому же — он отошел от общества. В результате и
ребенок, и старик более, чем другие люди, могут удовлетворяться сами собой; они
меньше других людей нуждаются в том, чтобы пополнять себя извне, и,
следовательно, скорее других могут найти все то, без чего нельзя жить.
Отсутствие самоубийства у животных имеет такое же объяснение. В следующей главе
мы увидим, что если общества низшего порядка практикуют особую, только им
свойственную форму самоубийства, то тот тип, о котором мы только что говорили,
им совершенно неизвестен. При несложности общественной жизни социальные
наклонности всех людей имеют одинаковый характер и в силу этого нуждаются для
своего удовлетворения в очень немногом; а кроме того, такие люди легко находят
вне себя объект, к которому они могут прилепиться. Если первобытный человек,
отправляясь в путешествие, мог увезти с собою своих богов и свою семью, то он
уже тем самым имел все, чего требовала его социальная природа.
    Здесь мы находим также объяснение тому обстоятельству, почему женщина легче, чем
мужчина, переносит одиночество. Когда мы видим, что вдова скорее, чем вдовец,
мирится со своею участью и с меньшей охотой ищет возможности второго брака, то
можно подумать, что эта способность обходиться без семьи может быть отнесена на
счет превосходства ее над мужчиной; говорят, что аффективные женщины, будучи по
природе своей очень интенсивными, легко находят себе применение вне круга
домашней жизни, тогда как мужчине необходима женская преданность для того, чтобы
помочь ему переносить жизненные затруднения. В действительности если женщина и
обладает подобной привилегией, то скорее в силу того, что чувствительность у нее
недоразвита, чем в силу того, что она развита чрезмерно. Поскольку она больше,
чем мужчина, живет в стороне от общественной жизни, постольку она меньше
проникнута интересами этой жизни. Общество ей менее необходимо, так как она
менее проникнута общественностью; потребности ее почти не обращены в эту
сторону, и она с меньшей, чем мужчина, затратой сил удовлетворяет им. Не
вышедшая замуж женщина считает свою жизнь заполненной выполнением религиозных
обрядов и ухаживанием за домашними животными. Если такая женщина остается верной
религиозным традициям и вследствие этого имеет надежное убежище от
самоубийства,— это значит, что очень несложных социальных форм достаточно для
удовлетворения всех ее требований. Наоборот, мужчина нашего времени чувствует
себя стесненным религиозной традицией; по мере своего развития мысль его, воля и
энергия выступают из этих архаических рамок; но на место их ему нужны другие;
как социальное существо более сложного типа, он только тогда сохраняет
равновесие, когда вне себя находит много точек опоры; и так как моральная
устойчивость его зависит от множествах^нешних условий, то вследствие этого она
легче и нарушается.
     ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382