Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    В самом деле, что представляет собой брак? Регламентацию отношений между полами,
охватывающую не только сферу физиологических инстинктов, но и всевозможных
чувств, привитых цивилизацией на почве материальных интересов. Ибо любовь в наше
время в гораздо большей степени духовное, чем органическое, чувство. Мужчина
ищет в женщине не только одного — удовлетворения потребности деторождения. Если
это естественное стремление и послужило зародышем всей половой эволюции, то оно
прогрессивно усложнялось множеством различных эстетических и моральных чувств, и
в настоящее время оно является только ничтожным элементом того многосложного
процесса, которому оно когда-то положило начало. Под влиянием этих
интеллектуальных элементов половое чувство как бы одухотворилось и отчасти
освободилось от оков тела. Оно в равной мере питается как моральными исканиями,
так и физическими побуждениями, и потому в нем нет уже той автоматической
регулярной периодичности, которая проявляется у животного. Психическое
возбуждение может вызвать это чувство во всякое время, и оно ничем не связано с
определенным периодом года. Но именно в силу того, что эти различные склонности
преобразовались под влиянием времени и не находятся уже более в непосредственном
подчинении органической необходимости, для них и нужна социальная регламентация.
Если организм внутри себя не находит ничего сдерживающего подобные чувства, то
эту обязанность должно взять на себя общество. В этом заключается функция брака.
Брак, особенно в своей моногамической форме, регулирует всю эту жизнь страстей.
Возлагая на мужчину обязанность вечно любить одну и ту же женщину, единобрачие
указывает чувству любви совершенно определенный предмет и тем самым закрывает
дальнейшие горизонты.
    Благодаря этой определенности и устанавливается то моральное равновесие, которым
пользуется супруг. Не нарушая своего долга верности, он не может искать других
удовлетворений, кроме тех, которые ему разрешены браком, а потому ограничивает
себя в своих желаниях. Спасительная дисциплина, которой подвергается супруг,
заставляет его искать счастья в том положении, которое выпало ему на долю, и тем
самым дает ему для этого средства. К тому же если чувство одного супруга не
склонно к перемене, то объект его отвечает ему тем же: ведь обязательство
верности носит взаимный характер. Радости его определены, они обеспечены, и все
это действует самым положительным образом на направление его ума. Совершенно
иное представляет собою положение холостяка. Для него нет никаких ограничений в
его привязанностях, он хватается за все, и ничто его не удовлетворяет.
Внутренний яд беспредельных стремлений, который аномия всюду несет с собой,
проникает и в эту область нашего сознания, как и во всякую другую; очень часто
при таких обстоятельствах половое чувство принимает ту форму, которую описал
Мюссе. Трудно удержать самого себя, если извне никто не сдерживает. Испытав одни
наслаждения, человек уже рисует в своем воображении новые удовольствия, и как
скоро он проходит весь круг возможного, то, мучимый постоянною жаждою новизны,
он будет мечтать о несбыточном. Как же не впасть в отчаяние при такой
нескончаемой погоне за неуловимым счастьем? Для того чтобы дойти до такого
состояния, даже вовсе не необходимо пережить такую массу любовных приключений,
как Дон Жуан; достаточно среднего образа жизни какого-нибудь самого вульгарного
холостяка. Без конца родятся и вслед за тем разбиваются жизнью всевозможные
надежды, и в душе непрерывно растет чувство усталости и разочарования. И как
может укрепиться в уме человека то или иное желание, если нет никакой
уверенности в том, что объект желания может быть сохранен. Ведь аномия
двустороння: если человек не может вполне отдаться, он не может и вполне
овладеть. Неверность будущего вместе со своей собственной половинчатостью лишают
его навсегда покоя. Из всего этого вытекает беспокойство, возбужденное состояние
и недовольство, неминуемо несущее с собою большую степень наклонности к
самоубийству.
    Но развод предполагает ослабление брачной регламентации; там, где он
практикуется, в особенности же там, где право и нравы усиливают его практику,
брак является только слабым намеком на то, чем он должен быть. Это брак второго
сорта, и поэтому он не может иметь присущих ему благоприятных результатов.
Границы, которые он ставил для чувства, теряют свою определенность; они лишаются
устойчивости и только в слабой степени могут сдерживать страсти, которые
принимают самые широкие размеры. Чувство уже не так легко подчиняется тем
условиям, которые ему предписаны. Исчезают спокойствие, моральная
уравновешенность, составлявшие преимущество человека, состоящего в браке; на их
месте появляется известное состояние беспокойства, мешающее человеку дорожить
тем. что у него есть. Он тем не менее обращает внимание на настоящее,
благосостояние его кажется ему неустойчивым, будущее — менее определенным.
Нельзя прочно держаться за ту позицию, на которой находишься, если она в любой
момент может быть разрушена с той или другой стороны. В силу этих причин в
странах, где влияние брака в сильной степени умеряется разводами, неизбежно
ослабляется иммунитет женатого человека. Так как вследствие этого состояние его
приближается к состоянию холостяка, он не может не потерять части своих
преимуществ. Таким образом увеличивается общее число самоубийств. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382