Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Однако несомненно, что все социальное сознание не может сделаться в такой
степени внешним и материальным. Вся национальная эстетика не исчерпывается теми
произведениями искусства, которые ею вдохновлены; вся мораль не может быть
сведена к определенным заповедям — большая ее часть остается неуловимой.
Существует еще обширная область коллективной жизни, остающаяся на свободе;
существует целая масса социальных потоков, которые направляются то в одну, то в
другую сторону, то расходятся, то сталкиваются между собой, перекрещиваются и
смешиваются тысячью различных способов, и именно потому, что они находятся в
непрерывном движении, они не могут принять никакой объективной формы. Сегодня
поток тоски и отчаяния заливает общество; завтра, наоборот, все сердца уносит с
собой веяние радостной доверчивости. В течение одного периода все общество
увлекается индивидуализмом, но наступает другой период, и преобладающим влиянием
начинают пользоваться уже социальные и филантропические настроения; вчера
общество увлекалось космополитизмом, сегодня все умы захватывает патриотическое
настроение. И весь этот водоворот, эти приливы и отливы приходят и уходят,
ничуть не изменяя основных постановлений права и правил морали, застывших в
своих священных формах. Ведь и сами эти предписания лишь выражают подчиненную им
жизнь, частью которой они являются; они вытекают из нее, но не подавляют ее. В
основании всех социальных норм заложены деятельные и живые чувства, которые эти
формулы резюмируют, но которых они являются только внешней оболочкой. Они не
вызвали бы никакого отклика, если бы не соответствовали конкретным чувствам и
эмоциям, распространенным в обществе. Поэтому, если мы приписываем им реальное
бытие, мы отнюдь не хотим этим сказать, что вне их мораль лишена всякой
реальности. Это значило бы принимать знак за обозначаемую вещь. Без сомнения,
знак имеет самостоятельное значение, его нельзя считать бездейственным
эпифеноменом; в настоящее время роль, которую он играет в интеллектуальном
развитии, хорошо известна. Но все же это — только знак, и ничего больше.
    Но, хотя непосредственная жизнь слишком подвижна для того, чтобы принять
неизменную форму, она тем не менее носит тот же характер, что и ее фиксированные
формулами правила, о которых мы только что говорили. Она занимает внешнее
положение по отношению к каждому среднему индивиду, взятому отдельно. Вот,
например, серьезная общественная опасность вызывает сильный подъем
патриотического чувства; из этого вытекает коллективный порыв, в силу которого
общество в своей совокупности принимает как бы за аксиому, что все частные
интересы, даже такие, которые в обыкновенное время заслуживали бы уважения,
должны совершенно стушеваться перед интересом общественным; и принцип этот
высказывается не только в виде desideratum, но применяется на деле. Обратите
внимание в такую минуту на большинство индивидов. У очень многих из них вы
найдете это моральное настроение, но в бесконечно ослабленной степени. Даже во
время войны очень редко встречаются примеры таких людей, которые добровольно
готовы проявить полное самоотречение. Поэтому из всех частных сознаний,
составляющих нацию, нет ни одного, по отношению к которому данное коллективное
течение не являлось бы почти всецело внешним; ибо каждое из них содержит только
частицу его.
    То же наблюдение можно сделать по отношению к наиболее основным и стойким
моральным чувствам. Например, каждое общество относится с уважением к жизни
человека вообще; степень этого уважения имеет определенную величину и может быть
измерена относительной строгостью наказаний, налагаемых за убийство. С другой
стороны, средний человек все же имеет в себе известную степень этого чувства, но
в гораздо меньшей степени и в совершенно другом виде, чем оно существует в
обществе. Для того чтобы понять эту разницу, достаточно сравнить то чувство,
которое нам лично внушает убийца или самый вид убийства и которое охватывает при
тех же обстоятельствах целую толпу. Нам известно, до какой степени возбуждения
может дойти толпа, если ничто ее не сдерживает; а это зависит от того, что гнев
носит коллективный характер. То же самое различие наблюдается ежеминутно между
тем способом, каким общество реагирует на эти преступления, и тем впечатлением,
какое они производят на индивидов, т. е. между индивидуальной и социальной
формой того чувства, которое эти преступления оскорбляют. Социальное возмущение
обладает такой энергией, что оно редко довольствуется другим наказанием, кроме
смертной казни. Иначе чувствует каждый из нас, если жертвой преступления
является человек, нам незнакомый или безразличный, и если убийца не живет близко
от нас и, следовательно, не является для нас личной опасностью; мы, соглашаясь с
тем, что поступок справедливо требует наказания, не чувствуем себя достаточно
потрясенными, не ощущаем непреодолимой потребности в отмщении. Мы сами не
сделаем шага для того, чтобы обнаружить виновного, и даже откажемся выдать его.
Дело принимает другой оборот только в том случае, если, как говорится,
общественное мнение взволновано данным событием. Тогда мы становимся более
требовательными и деятельными. Но тогда именно это общественное мнение говорит
нашими устами, мы действуем скорее под давлением коллектива, нежели в качестве
индивидов как таковых. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382