Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Во-первых, оно предполагает, что коллективные мысли и наклонности другого
происхождения, чем индивидуальные, и что у первых существуют такие черты,
которых нет у вторых. Но как же это возможно, если общество состоит только из
индивидов? На это можно ответить, что в живой природе нет ничего такого, чего бы
не встречалось в мертвой материи, потому что клеточка состоит исключительно из
атомов, которые не живут. Точно так же совершенно верно, что общество не
включает в себя никакой другой действующей силы, кроме силы индивидов; и однако,
эти индивиды, соединяясь, образуют психическое существо нового типа, которое,
таким образом, обладает своим собственным способом думать и чувствовать.
Конечно, элементарные свойства, из которых складывается социальный факт, в
зародышевом состоянии заключаются в частных умах. Но социальный факт получается
из них только тогда, когда они преобразованы путем сочетания, ибо он проявляется
исключительно при этом условии. Сочетание само является активным фактором,
производящим специфические результаты; и следовательно, оно как таковое есть уже
нечто новое. Когда сознания, вместо того чтобы оставаться изолированными одно от
другого, группируются и комбинируются, то это знаменует собой некоторую перемену
в мире. И вполне естественно, что это изменение в свою очередь производит другие
изменения, что этот новый факт порождает другие новые факты, что возникают,
наконец, явления, характерные черты которых отсутствуют в элементах, их
составляющих.
Только одним способом можно оспаривать это положение: допустить, что целое
качественно тождественно с совокупностью своих частей, что результат качественно
сводим к совокупности породивших его причин; а это привело бы к тому, что
пришлось бы отрицать всякое изменение или признать его необъяснимым. Между тем
некоторые ученые не остановились перед защитой этого крайнего тезиса; но для его
обоснования нашлись только два поистине необычайных аргумента. Говорили,
во-первых, что «в силу странной привилегии мы располагаем в социологии интимным
познанием как единичного элемента, который есть наше индивидуальное сознание,
так и того сложного образования, которым является совокупность отдельных
сознаний; во-вторых, утверждали, будто в силу этой двойной интуиции мы можем
ясно констатировать, что по удалении всех индивидуумов общество обращается в
ничто».
Первое утверждение является смелым отрицанием всей современной психологии. В
настоящее время все ученые согласны с тем, что психическая жизнь не может быть
познана с первого взгляда, что она, наоборот, имеет глубокую подпочву, куда не
может проникнуть интимное самонаблюдение и которую мы постигаем только
мало-помалу, путем обходных и сложных приемов, аналогичных с теми, которые
употребляет наука по отношению к внешнему миру. Таким образом, нельзя сказать,
что природа сознания не представляет уже более для нас никаких тайн. Что же
касается второго положения, то оно совершенно произвольно. Автор может уверять,
что, согласно его личному впечатлению, в обществе нет ничего реального, кроме
того, что происходит от индивида, но для поддержки этого утверждения нельзя
выдвинуть никаких доказательств, и, следовательно, всякий спор на эту тему
невозможен. И как легко в противовес этому чувству было бы выставить другое,
противоположное чувство большого числа людей, которые представляют себе общество
не как форму, которую самопроизвольно принимает природа индивида, выходя за свои
собственные пределы, но как противодействующую ей силу, которая ограничивает
индивидов и против которой они направляют свои силы! И наконец, что можно
сказать об этой интуиции, посредством которой мы якобы прямо и непосредственно
знакомимся не только с элементом, т. е. с индивидом, но и с их соединением, т.
е. с обществом? Если действительно достаточно только открыть глаза и быть
внимательным, чтобы тотчас же заметить законы социального мира, то социология
оказалась бы лишней или по крайней мере очень простой. К несчастью,факты слишком
ясно доказывают, как некомпетентно сознание по отношению к этому делу. Никогда
оно само по себе, без всякого воздействия извне, не могло бы даже заподозрить
той железной закономерности, которая ежегодно и в одном и том же количестве
воспроизводит определенное число демографических явлений. И уже само собою
разумеется, сознание, предоставленное своим собственным силам, не в состоянии
открыть причины этой закономерности. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382