Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Именно потому, что он не склоняет головы перед традицией и ярмом привычки, он
представляет собой чрезвычайно плодотворный источник всего нового. Но так как в
самых культурных обществах интеллектуальные функции более всего развиты и более
всего необходимы и так как в то же время, в силу чрезвычайной сложности этих
обществ, непременным условием их существования является непрерывное изменение,
то в тот самый момент, когда число неврастеников становится особенно
значительным, существование их получает свое практическое оправдание. Они не
относятся к числу людей, по существу своему внесоциальных, которые устраняют
самих себя, потому что не могут жить в той среде, к которой они прикреплены.
Нужно, чтобы еще целый ряд других причин присоединился к свойственному им
органическому состоянию, чтобы характер их принял такое направление и развился
именно в этом смысле. Сама по себе неврастения есть предрасположение очень
общего характера, не влекущее за собой никаких определенных поступков, но по
ходу обстоятельств она может принимать самые разнообразные формы. Неврастения —
это почва, на которой могут зародиться самые различные наклонности в зависимости
от того, как оплодотворят ее социальные условия. У старого, уже сбитого с пути
народа, на почве неврастении легко пустят корни отвращение к жизни, инертность и
меланхолия со всеми печальными, свойственными им последствиями. Наоборот, в
молодом еще обществе на этой почве по преимуществу разовьются пылкий идеализм,
великодушный прозелитизм, деятельная самоотверженность. Если во времена
всеобщего упадка мы видим увеличение числа неврастеников, то мы не должны
забывать, что их же руками создаются новые государства; именно из среды
неврастеников появляются все великие преобразователи. При такой двойственной
роли неврастения не может объяснить столь определенного социального факта, как
тот или иной процент самоубийств*.
    * Очень ярким примером этой двойственности являются сходство и контраст,
наблюдаемые между французской и русской литературой. Та симпатия, которой во
Франции пользуется русская литература, уже доказывает, что в ней очень много
общих черт с французской. На самом деле, у писателей обеих наций чувствуется
болезненная утонченность нервной системы, известное отсутствие умственного и
морального равновесия. Но это общее психобиологическое состояние производит
совершенно различные социальные последствия. Тогда как русская литература
чрезмерно идеалистична, тогда как свойственная ей меланхоличность основана на
деятельном сочувствии к страданиям человечества и является здоровой тоской,
возбуждающей веру и призывающей к деятельности, тоска французской литературы
выражает только чувство глубочайшего отчаяния и отражает беспокойное состояние
упадка. Вот каким образом одно и то же органическое состояние может служить
почти противоположным социальным целям.
     ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382