Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
III. Самоубийство одержимых навязчивыми идеями. В этом состоянии самоубийство не
обусловливается никакими мотивами, ни реальными, ни воображаемыми, а только
навязчивой мыслью о смерти, которая без всякой видимой причины всесильно владеет
умом больного. Он одержим желанием покончить с собой, хотя прекрасно знает, что
у него нет к этому никакого разумного повода. Это инстинктивное желание не
подчиняется никаким размышлениям и рассуждениям, подобно тем безудержным
потребностям воровать, убивать, поджигать, которые раньше пытались истолковать
как особые виды мономании. Так как больной отдает себе отчет в нелепости своего
желания, то он пробует вначале бороться с ним, но все время, пока воля
противится этому стремлению, больной грустен, подавлен, его грудь сжимает тоска,
которая с каждым Днем усиливается. В силу этой особенности данному виду
самоубийства дают иногда название «самоубийство от тоски» (suicide anxieux). Это
состояние было превосходно описано однажды одним больным психиатру Brierre de
Boisomont. «Я служу в одной торговой фирме и удовлетворительно исполняю
возложенные на меня обязанности, но действую все время, как автомат, и
обращенные ко мне слова звучат в моих ушах так, как если бы они раздавались в
пустом пространстве. Меня бесконечно мучает ни на минуту не покидающая меня
мысль о самоубийстве. Целый год я уже нахожусь в таком состоянии; вначале оно
было выражено лишь неясно, а теперь, приблизительно в течение двух месяцев, оно
не оставляет меня ни на минуту, хотя у меня нет никакого повода желать смерти.
Физически я здоров, никто в моей семье не был подвержен подобному душевному
недугу, я не потерпел никаких потерь, жалованья моего вполне достаточно для
того, чтобы доставлять себе свойственные моему возрасту развлечения». Но едва
больной прекратил борьбу с самим собой и решил убить себя, тревога его кончилась
и к нему вернулось спокойствие. Если попытка самоубийства оканчивается неудачей,
то этого оказывается достаточно для того, чтобы больной на время успокоился;
можно сказать, что у него проходит само желание лишить себя жизни.
IV. Автоматическое или импульсивное самоубийство. Этот вид самоубийства так же
мало мотивирован, как и предыдущий; ни в действительности, ни в воображении
больного для него нет никакого основания. Разница между ним и предыдущим видом
заключается в том, что вместо того, чтобы быть результатом навязчивой идеи,
которая более или менее долгое время преследует больного и лишь постепенно
овладевает его волей, этот вид самоубийства проистекает от внезапного и
непобедимого импульса. Мысль в одно мгновение созревает до конца и вызывает
самоубийство или по крайней мере толкает больного на ряд предварительных
действий. Эта внезапность решения напоминает нам то, что мы раньше видели при
той или иной мании; но самоубийство маниакальное всегда имеет хотя и неразумное,
но все же основание. Здесь же, наоборот, мысль о самоубийстве зарождается
внезапно и совершенно автоматически, без наличности какого-нибудь
предварительного сознательного решения, ведет к роковой развязке. Вид ножа,
прогулка но краю пропасти и т.д. мгновенно порождают мысль о самоубийстве, и
выполнение ее так стремительно, что больные часто совершенно не осознают того,
что произошло. «Человек,— говорит Brierre,— спокойно разговаривает с друзьями;
вдруг он внезапно перескакивает через барьер и бросается в воду. Его тотчас же
вытаскивают и спрашивают о мотивах его поступка. Он отвечает, что сам не знает о
них и что он действовал под влиянием силы, управлявшей им помимо его воли».
«Самое удивительное,— говорит другой больной,— что я совершенно не могу
вспомнить, каким образом я взобрался на окно и какая мысль была у меня тогда в
голове; я совершенно не хотел убивать себя, по крайней мере в данный момент я не
могу вспомнить, чтобы у меня было такое желание». При более слабой степени
болезни люди чувствуют приближение припадка, и им удается избежать непобедимого
очарования орудия смерти, если они не оглядываясь бегут от него.
В общем, все случаи самоубийства среди душевнобольных лишены всякого мотива, или
определяются совершенно вымышленными мотивами. Громадное количество добровольных
смертей не могут быть отнесены ни к той, ни к другой категории; большинство из
них имеют мотивы, не лишенные реального основания; поэтому нельзя, не
злоупотребляя словами, считать каждого самоубийцу сумасшедшим. Из всех
характеризованных нами случаев самоубийства наиболее трудно, по-видимому,
отличить от самоубийств, наблюдаемых среди здоровых людей, самоубийство
меланхоликов; очень часто вполне нормальный человек, кончающий с собой,
находится в крайне подавленном и угнетенном состоянии, как и человек, страдающий
болезненной меланхолией. Но все же между ними всегда существует основное
различие; состояние духа первого и вытекающий из этого состояния поступок имеют
некоторую объективную причину, тогда как у второго самоубийство не стоит ни в
какой связи с внешними обстоятельствами. В общем, самоубийства психически
ненормальных людей отличаются от остальных точно так же, как иллюзия и
галлюцинации отличаются от нормальных восприятий и как автоматические импульсы —
от вполне сознательных поступков. Возможен, конечно, непрерывный переход от
одних к другим, но если бы это было достаточной причиной для того, чтобы
отождествлять их, то пришлось бы вообще устранить различие между здоровьем и
болезнью, ибо вторая — только видоизменение первого. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382