Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
При таком положении вещей действительность не может удовлетворить предъявляемых
людьми требований. Необузданные претензии каждого неизбежно будут идти дальше
всякого достижимого результата, ибо ничто не препятствует им разрастаться
безгранично. Это общее возбуждение будет непрерывно поддерживать само себя, не
находя себе ни в чем успокоения. А так как такая погоня за недостижимой целью не
может дать другого удовлетворения, кроме ощущения самой погони, то стоит только
этому стремлению встретить на своем пути какое-либо препятствие, чтобы человек
почувствовал себя совершенно выбитым из колеи. Одновременно с этим самая борьба
становится более ожесточенной и мучительной как потому, что она менее
урегулирована, так и потому, что борцы особенно разгорячены. Все социальные
классы выходят из привычных рамок, так что определенного классового деления
более не существует. Общие усилия в борьбе за существование достигают высшей
точки напряжения именно в тот момент, когда это менее всего продуктивно. Как же
при таких условиях может не ослабеть желание жить?
Наше объяснение подтверждается тем исключительным иммунитетом в смысле
самоубийства, которым пользуются бедные страны. Бедность предохраняет от
самоубийства, потому что сама по себе она служит уздой. Что бы ни делал человек,
но его желания до известной степени должны сообразоваться с его средствами;
наличное материальное положение всегда служит в некотором роде исходным пунктом
для определения того, что желательно было бы иметь. Следовательно, чем меньшим
обладает человек, тем меньше у него соблазна безгранично расширять круг своих
потребностей. Бессилие приучает нас к умеренности, и, кроме того, в той среде,
где все обладают только средним достатком, ни у кого не является достаточного
повода завидовать. Напротив, богатство дает нам иллюзию, будто мы зависим только
от самих себя. Уменьшая сопротивление, которое нам противопоставляют
обстоятельства, богатство позволяет нам думать, что они могут быть бесконечно
побеждаемы. Чем меньше человек ограничен в своих желаниях, тем тяжелее для него
всякое ограничение. Поэтому не без основания множество религиозных учений
восхваляло благодеяния и нравственную ценность бедности; последняя служит лучшей
школой к тому, чтобы человек приучился к самообузданию. Принужденный неустанно
дисциплинировать самого себя, индивид легче приспособляется к коллективной
дисциплине; наоборот, богатство, возбуждая индивидуальные желания, всегда несет
с собой дух возмущения, который есть уже источник безнравственности. Конечно,
все вышесказанное нельзя истолковать в том смысле, что следует препятствовать
человеку в его борьбе за улучшение материального положения; но если против той
моральной опасности, которую влечет за собой рост благосостояния, известны
противоядия, то все-таки не следует упускать ее из виду.
III ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382