Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Вот почему в настоящее время некоторый параллелизм между развитием убийства и
развитием самоубийства встречается преимущественно в крупных центрах и в
странах, отличающихся высоким уровнем развития цивилизации. Именно там аномия
принимает острый характер. Та же причина мешает уменьшиться числу убийств с той
же быстротой, с какой нарастает число самоубийств. В самом деле, если прогресс
индивидуализма подрывает одну из причин убийства, то аномия, сопровождающая
хозяйственное развитие, порождает новую причину. Именно, можно думать, что если
во Франции, а еще более в Пруссии число самоубийств и убийств возросло
одновременно с войной, то это обусловливалось моральной неустойчивостью, которая
по различным причинам увеличилась в обеих странах. Наконец, таким же образом
можно объяснить, почему, несмотря на подобные частичные совпадения, антагонизм
все-таки является .более общим фактом. Анемичное самоубийство носит массовый
характер только в определенных местах — там, где замечается огромный подъем в
промышленной и торговой деятельности. Эгоистическое самоубийство, вероятно,
является наиболее распространенным; поэтому оно и вытесняет кровавые
преступления.
Итак, мы приходим к следующему заключению. Если развитие самоубийства и убийства
часто бывает обратно пропорционально, то это зависит не от того, что они
являются двумя различными сторонами одного и того же явления, а от того, что, с
известных точек зрения, они представляют собой два противоположных социальных
течения. Они тогда исключают взаимно друг друга, как день исключает ночь, как
болезни, обусловленные крайней сыростью, исключают болезни от крайней сухости. И
если, несмотря на общее противоречие, не исключается все-таки и возможность
гармонии, то это можно объяснить тем, что известные виды самоубийства не только
не зависят от причин, противоположных причинам, вызывающим убийства, но выражают
собой то же самое социальное состояние и развиваются в той же самой социальной
среде, что и убийства. Можно, кроме того, предвидеть, что убийства,
сосуществующие с аномичным самоубийством, и убийства, уживающиеся с
самоубийством альтруистическим, не должны быть однородны; что вследствие этого
убийство, так же как и самоубийство, не представляет собой с точки зрения
криминалиста некоторой единой и нераздельной сущности, но должно рассматриваться
как множественность видов, весьма отличных друг от друга. Но здесь не место
настаивать на этом важном для криминологии тезисе.
Следовательно, не совсем точно то положение, согласно которому самоубийство
является счастливым противовесом, уменьшающим безнравственность, и по которому
выгодно не препятствовать его развитию. Оно не является функционально связанным
с убийством. Несомненно, моральная организация, от которой зависит эгоистическое
самоубийство, совпадает с той, которая обусловливает регресс убийства у
цивилизованных народов. Но самоубийца этого вида отнюдь не есть неудавшийся
убийца, не имеет никаких свойств последнего,— это человек, подавленный и
охваченный тоской. Поэтому его акт можно осуждать, не превращая в убийц тех, кто
находится на том же пути. Быть может, нам скажут, что, порицая самоубийство, мы
одновременно порицаем, а значит, и ослабляем производящее его состояние, т. е.
эту своеобразную гиперэстезию ко всему касающемуся индивидуума, что таким
образом мы рискуем усилить тот дух неуважения к личности, следствием которого
является распространенность убийств? ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382