Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    По общему правилу, поток убийств тем более стремителен, чем менее сдерживается
он общественным сознанием, т. е. чем более извинительными считаются покушения на
жизнь; и так как им придается тем менее значения, чем меньше общепризнанная
мораль ценит личность и то, что ее интересует, то слабая индивидуализация или,
пользуясь нашим термином, альтруистическое настроение поощряет убийства. Вот
почему в низших обществах они и многочисленны, и слабо преследуются. Их частота
и относительная к ним терпимость происходят от одной и той же причины. Меньшее
уважение, которым пользуется личность, открывает ее для насилия, и самое насилие
считается менее преступным. Эгоистическое самоубийство и убийство
обусловливаются, таким образом, антагонистичными причинами, и поэтому
невозможно, чтобы одно развивалось свободно там, где процветает другое. Там, где
общественные страсти отличаются жизненностью, человек гораздо менее склонен как
к бесплодным мечтаниям, так и к холодным расчетам эпикурейца. Привыкнув лишь в
слабой степени считаться с судьбой личностей, он не слишком тревожится о своей
участи. Мало заботясь о человеческих страданиях, он легче сносит и бремя своих
личных горестей.
    Напротив, по тем же самым причинам альтруистическое самоубийство и убийство
могут свободно идти ровным шагом, они оба зависят от аналогичных условий,
разнящихся лишь по степени. Привыкнув презирать свою собственную жизнь, нельзя
уважать и чужую. В силу этой причины убийства и добровольные смерти присущи
некоторым первобытным народам. Однако было бы неправдоподобно объяснять той же
причиной случаи параллелизма, наблюдаемые нами у цивилизованных народов.
Состояние чрезмерного альтруизма не могло бы породить те наблюдаемые нами случаи
самоубийства, которые в самой культурной среде сосуществуют в большом числе с
умышленными убийствами. Чтобы толкать на самоубийство, альтруизм должен обладать
исключительною интенсивностью— даже большею, чем это нужно для того, чтобы
побуждать к убийству. В самом деле, какую бы слабую ценность я ни придавал
существованию личности вообще, моя собственная личность всегда будет значить в
моих глазах больше, чем личность другого. При прочих равных условиях средний
человек более склонен уважать человеческую личность в самом себе, чем у подобных
себе; вследствие этого требуется более энергичный стимул, чтобы преодолеть, это
чувство уважения в первом случае, чем во втором. Но в настоящее время вне
некоторых и немногочисленных специальных сред, вроде армии, чувство безличности
и самоотречения слишком слабо выражено, а противоположные чувства слишком
распространены и сильны, чтобы до такой степени облегчить самоуничтожение.
Поэтому должна существовать другая, более современная форма самоубийства,
способного комбинироваться с убийством.
    Таково именно самоубийство аномичное. В самом деле, аномия порождает состояние
отчаяния и раздражительной усталости, которая может, смотря по обстоятельствам,
обратиться против самого субъекта или против других; в первом случае мы имеем
самоубийство, во втором — убийство. Что касается причин, определяющих
направление, в котором разряжаются перевозбужденные таким образом силы, то они
коренятся, вероятно, в моральной организации действующего лица. Смотря по
степени оказываемого им сопротивления, он склоняется в ту или другую сторону.
Человек средней нравственности скорее убьет, нежели покончит с собою. Мы даже
видели, что иногда эти два проявления происходят одно вслед за другим и
представляют собой просто две стороны одного и того же акта, что и доказывает их
тесное родство между собой. Состояние, в котором находится тогда личность,
настолько невыносимо, что для ее облегчения требуется две жертвы. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382