Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
И общество требует подобного самопожертвования в социальных интересах. Если
клиент не должен переживать своего патрона, а слуга — своего господина, значит,
общественное устройство устанавливает между покровительствуемым и покровителем,
между королем и его приближенными настолько тесную связь, что не может быть и
речи об отделении одних от других, и участь, ожидающая их всех, должна быть
одинакова. Подданные должны всюду следовать за своим господином, даже в
загробной жизни, точно так же, как его одежды ~и его оружие; если бы был
допустим иной порядок, социальная иерархия не была бы вполне тем, чем она должна
быть. Тот же характер носит отношение жены к мужу. Что касается стариков,
которые обязаны не дожидаться естественной смерти, то, по всей вероятности, этот
обычай, по крайней мере в большинстве случаев, покоится на мотивах религиозного
порядка. В самом деле, дух, покровительствующий семье, поселяется в ее главе; с
другой стороны, принято думать, что бог, обитающий в чужом теле, участвует в
жизни этого тела, болеет и стареет -вместе с ним. Время не может расшатать силы
одного без того, чтобы целая группа не оказалась в положении, угрожающем ее
существованию, раз охраняющее ее божество лишилось всякой силы. Поэтому в общих
интересах отец не должен ожидать крайнего срока своей земной жизни, чтобы
вовремя передать своим наследникам тот драгоценный дар, который он хранит в
себе.
Такого объяснения вполне достаточно для того, чтобы понять, чем вызывается этот
вид самоубийства. Если общество может принуждать некоторых из своих членов к
самоубийству, то это обстоятельство обозначает, что индивидуальная личность в
данной среде ценится очень низко. Первый признак самоопределения личности — это
признание за собою права на жизнь, права, которое нарушается только в
исключительных случаях, как, например, во время войны. Но эта слабая степень
индивидуализации может в свою очередь иметь только одно объяснение. Для того
чтобы индивид занимал такое незначительное место на фоне коллективной жизни,
необходимо почти полное поглощение его личности той группой, к которой он
принадлежит, и, следовательно, эта последняя должна являться очень крепко
сплоченной. Но составные части могут в такой ничтожной степени пользоваться
самостоятельным существованием лишь в том случае, если целое представляет собою
компактную и сплошную массу. И действительно, в другом месте мы показали, что в
обществе, где наблюдаются подобные обычаи, имеется налицо такая крепкая
спаянность его отдельных частиц. В силу немногочисленности составных элементов
общества они все живут однородной жизнью и имеют общие идеи, чувства, занятия. В
то же время, опять-таки в силу той же незначительности самой группы, она близка
к каждому своему члену и легко может не терять его из виду; в результате
коллективное наблюдение не прекращается ни на минуту, касается всех сторон жизни
индивида и сравнительно легко предупреждает всякого рода расхождение его с
группой. В распоряжении индивида не имеется, таким образом, средств создать себе
особую среду, под защитой которой он мог бы развить все свои индивидуальные
качества, выработать свою собственную физиономию. Ничем не отличаясь от других
членов группы, индивид является только, так сказать, некоторой частью целого, не
представляя сам по себе никакой ценности. При таких условиях личность ценится
так дешево, что покушения против нее со стороны частных лиц вызывают только
очень слабую репрессию. Вполне естественно, что личность еще менее защищена от
коллективных требований; и общество, нисколько не колеблясь, требует от нее по
самому ничтожному поводу прекращения жизни, которая так мало им ценится.
Можно считать вполне установленным, что здесь мы имеем дело с типом
самоубийства, резко отличающимся от рассмотренного выше. В то время как
последний объясняется крайним развитием индивидуализма, первый имеет своей
причиной недостаточное развитие индивидуализма. Один тип самоубийства вытекает
из того обстоятельства, что общество, разложившееся в известных своих частях или
даже в целом, дает индивиду возможность ускользнуть из-под своего влияния;
другой же тип есть продукт абсолютной зависимости личности от общества. Если мы
назвали «эгоизмом» то состояние, когда человеческое «я» живет только личною
жизнью и следует только своей личной воле, то слово «альтруизм» так же точно
выражает обратное состояние, когда «я» не принадлежит самому человеку, когда оно
смешивается с чем-то другим, чем оно само, и когда центр его деятельности
находится вне его существа, но внутри той группы, к которой данный индивид
относится. Поэтому то самоубийство, которое вызывается чрезмерным альтруизмом,
мы и называем альтруистическим. Но так как характерным для данного типа
самоубийства является то обстоятельство, что оно совершается во имя долга, то и
в самой терминологии должна быть оттенена эта его особенность; ввиду этого
охарактеризованный нами сейчас тип самоубийства мы будем называть обязательным
альтруистическим типом самоубийства. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382