Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Нет другого вида самоубийства, где бы сильнее был выражен альтруистический
характер. Во всех этих случаях мы видим, как субъект стремится освободиться от
своей личности для того, чтобы погрузиться во что-то другое, что он считает
своею настоящей сущностью. Как бы ни называлась эта последняя, индивид верит,
что он существует в ней и только в ней, и, стремясь к утверждению своего бытия,
он вместе с тем стремится слиться воедино с этой сущностью. В этом случае
человек не считает своего теперешнего существования действительным. Безличность
достигает здесь своего максимума, и альтруизм выражен с полною ясностью. Но,
возразят нам, не объясняется ли этот вид самоубийства только пессимистическим
взглядом человека на жизнь? Ведь если человек с такой охотой убивает себя, он,
очевидно, не дорожит жизнью и, следовательно, представляет ее себе в более или
менее безотрадных тонах. При такой точке зрения все самоубийства оказались бы
похожими друг на друга. Между тем было бы большой ошибкой не делать между ними
никакого различия; рассматриваемое отношение к жизни не всегда зависит от одной
и той же причины, и потому, несмотря на кажущееся совпадение, оно является
неодинаковым в различных случаях. Если эгоист, не признающий ничего реального в
мире, кроме своей личности, не знает в жизни радости, то его нельзя ставить на
одну доску с крайним альтруистом, неудержимая скорбь которого происходит оттого,
что существование индивидов ему кажется лишенным всякой реальности. Один
отрывается от жизни, потому что не видит в ней для себя никакой цели и считает
свое существование бессмысленным и бесполезным, другой убивает себя потому, что
его желанная цель лежит вне этой жизни и последняя служит для него как бы
препятствием. Различие мотивов сказывается, конечно, на последствиях, и
меланхолия одного по природе своей глубоко разнится от меланхолии другого.
Меланхолия первого создана чувством неизлечимой усталости и психической
подавленности; она знаменует полный упадок деятельности, которая, не имея для
себя никакого полезного применения, терпит окончательное крушение. Меланхолия
альтруиста полна надежды: он верит, что по ту сторону этой жизни открываются
самые радужные перспективы; подобное чувство вызывает даже энтузиазм,
нетерпеливая вера стремится сделать свое дело и проявляет себя актом величайшей
энергии.
В конце концов одного более или менее мрачного взгляда на жизнь недостаточно для
объяснения интенсивной наклонности к самоубийству у определенного народа. Так,
например, пребывание на земле вовсе не рисуется христианину в более приветливом
свете, чем последователю секты джайнов. Жизнь представляется христианину в виде
цепи тяжких испытаний; христианская душа надеется обрести свою настоящую обитель
тоже не на этой земле, но тем не менее мы знаем, какое отвращение к акту
самоубийства проповедует и внушает христианство. Это обстоятельство объясняется
тем, что христианские общества уделяют индивиду гораздо больше места, чем
общества, о которых мы только что говорили. На каждом христианине лежат
определенные личные обязанности, от исполнения которых он не может уклониться;
только в зависимости от того, насколько хорошо верующий исполнит свой долг
здесь, на земле, ему приуготовлены высшие радости и награды на небе, и эти
радости — только личные, как и дела, которые дали на них право. Таким образом,
умеренный индивидуализм, присущий духу христианства, помешал ему отнестись
благосклонно к самоубийству наперекор его теориям о человеке и его судьбе.
Системы метафизические и религиозные, служащие как бы логической рамкой для этих
моральных обычаев, доказывают нам, что именно таково и есть их происхождение и
значение. Уже давно замечено, что подобные системы существуют обыкновенно наряду
с пантеистическими верованиями. Без сомнения, джайнизм, так же как и буддизм,
атеистичен; но пантеизм, безусловно, еще теистичен. Главной характерной чертой
пантеизма является идея о том, что все реальное в индивиде не относится к его
природе, что душа, одухотворяющая его, не есть его душа и что в силу этого нет и
не может быть индивидуального бытия. Именно эта догма и легла в основание учения
индусов, она встречается уже в брахманизме. Наоборот, там, где начало существ не
сливается с ними, но само мыслится в индивидуальной форме, т. е. у
монотеистических народов, к которым принадлежат евреи, христиане, магометане,
или у политеистов — греков, латинян — данная форма самоубийства является
исключительной, и нигде нельзя встретиться с нею в качестве религиозного обычая.
Следовательно, можно думать, что между этой формой самоубийства и пантеизмом
действительно существует причинная связь. Так ли это? ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382