Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Вполне понятно, конечно, что неврастения предрасполагает к самоубийству, так как
неврастеники по своему темпераменту как бы предназначены к страданию. Известно,
что страдание в общем вытекает из чрезмерного потрясения нервной системы;
слишком сильная нервная волна бывает чаще всего очень болезненной. Но это
максимальное напряжение нервной системы, за пределом которого начинается
страдание, изменяется в зависимости от индивида; предел этот выше у людей с
более крепкими нервами и ниже — у людей слабых; таким образом, у последних
полоса страдания начинается скорее, чем у первых. Каждое получаемое впечатление
дает неврастенику повод к дурному расположению духа; каждое движение вызывает
усталость, нервы его, как и поверхность кожи, раздражаются при малейшем
прикосновении. Все отправления физических функций, совершающиеся обыкновенно у
здоровых людей совершенно спокойно, являются для него по большей части
источником болезненных ощущений. Правда, что в противовес этому полоса
наслаждений начинается у таких индивидов также гораздо ниже, потому что
чрезмерная чувствительность ослабевшей нервной системы делает ее восприимчивой к
такому возбуждению, которое ничем не отозвалось бы на нормальном организме.
Незначительное событие может явиться для подобного субъекта источником
безграничного удовольствия. Итак, по-видимому, то, что неврастеник теряет в
одном отношении, он возмещает в другом и благодаря этой компенсации не менее
приспособлен для всякой борьбы, чем все прочие люди. На самом же деле это
совершенно не так, и слабость неврастеника постоянно сказывается в жизни, так
как обычные впечатления и ощущения, многократно повторяющиеся в жизни среднего
человека, всегда обладают достаточной силой. Поэтому у неврастеника жизнь
никогда не бывает уравновешенной. Конечно, если ему удается уйти из этой жизни,
создать себе обстановку, куда внешний шум долетал бы только издалека, то он тем
самым достигает менее мучительного для себя существования. Именно поэтому мы
часто видим, как такие люди покидают свет, доставляющий им так много страдания,
и ищут уединения. Но если такой человек должен, в силу сложившихся
обстоятельств, жить среди общества и не может сохранить от наносимых им ударов
свою болезненно-чувствительную натуру, то он испытывает гораздо больше горя, чем
радости. Подобные организмы представляют собой прекрасную почву для мыслей о
самоубийстве.
    Это не единственная причина к тому, что жизнь неврастеника складывается для него
так тяжело. В силу чрезвычайной чувствительности нервной системы мысли и чувства
его находятся в полной неуравновешенности; каждое самое легкое впечатление
находит в его душе ненормально сильный отзвук; его духовный мир ежеминутно
потрясается до самых своих глубин, и под влиянием этих непрекращающихся внешних
толчков ум его не может найти себе точки опоры и находится в непрерывном
процессе преобразования. Но психика может укрепиться лишь в том случае, если
пережитый опыт производит на нее прочное впечатление, а не рассеивается и не
уничтожается постоянными резкими переворотами. Жизнь в устойчивой и постоянной
среде возможна только в том случае, если отправления живого существа в такой же
степени постоянны и устойчивы. Ибо жить — это значит реагировать на все внешние
события, приспособиться к ним известным образом, а такая гармония отношений
может быть только делом времени и привычки; достигнуть ее можно только ощупью
через целый ряд поколений; она должна в известной своей части сделаться
наследственной, и весь этот накопленный опыт не может быть повторен сызнова в
любой момент, когда надо начинать действовать. Если бы, наоборот, все
приходилось повторять каждый раз сначала, то эта гармония не могла бы быть
полностью такой, какой она должна быть. Подобная устойчивость не только
необходима нам для наших отношений с физическим миром, но также и с социальной
средой. В обществе с вполне установившейся организацией существование индивида
возможно только в том случае, если умственное и моральное строение его в равной
степени определилось. Именно этой-то устойчивости и недостает неврастенику.
Благодаря тому состоянию неуравновешенности, в котором он находится,
обстоятельства застают его зачастую врасплох; не будучи подготовлен к тому,
чтобы реагировать на них надлежащим образом, он должен каждый раз заново
измышлять для себя правила поведения; из этой необходимости рождается хорошо
известное пристрастие неврастеника ко всему новому. Но когда встает вопрос о
приспособлении к какому-нибудь традиционному условию, его импровизированным
комбинациям приходится отступать перед теми, которые уже освящены многолетним
опытом, потому что иначе он в огромном большинстве случаев потерпел бы неудачу.
    Мы видим, таким образом, что, чем большей определенностью обладает известная
социальная система, тем тяжелее в ней себя чувствует такой малоуравновешенный
человек, как неврастеник. Вполне вероятно поэтому, что подобный психологический
тип всего чаще встречается среди самоубийц. Остается только установить, какое
влияние это чисто индивидуальное условие оказывает на общее количество
добровольных смертей. Достаточно ли этого условия при благоприятных стечениях
обстоятельств для того, чтобы натолкнуть человека на мысль о самоубийстве, или
же неврастения оказывает еще какое-нибудь влияние, кроме того, что делает
индивидов более восприимчивыми к действию внешних сил, которые только и могут
быть определяющими причинами данного явления? Для того чтобы непосредственно
решить этот вопрос, надо было бы сравнить колебания процента самоубийств и
неврастении; к несчастью, последняя еще не вполне доступна для статистики, но с
помощью одного искусственного приема мы можем преодолеть эту трудность.
Сумасшествие является только усиленной формой нервного вырождения, и поэтому, не
рискуя впасть в грубую ошибку, можно сказать, что число дегенератов изменяется
так же, как и число сумасшедших, и поэтому вместо первых можно рассматривать
вторых. Поступая так, мы будем еще иметь то преимущество, что можно будет вообще
установить то соотношение, которое наблюдается между процентом самоубийств и
общей суммой умственных аномалий всякого рода. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382