Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Промышленные и коммерческие отрасли занятий действительно насчитывают наибольшее
число случаев самоубийства в своих рядах. Число это почти равняется тому,
которое относится к свободным профессиям, а иногда даже превосходит его;
особенно резко чувствуется обилие самоубийств в этой категории по сравнению с
земледельческим населением. Это объясняется тем, что именно в сельской
промышленности сдерживающие и регулирующие силы больше всего сохранили свое
влияние и здесь нет такой благоприятной почвы для всякого рода лихорадочных
спекуляций. В этой среде лучше всего сохранились общие основы прежнего
экономического порядка. Разница эта была бы еще более значительна, если бы среди
самоубийц промышленной среды делали точное различие между хозяином и рабочим,
потому что вполне вероятно, что первые сильнее вторых захвачены ослаблением
социальных уз. Громадный процент самоубийств среди так называемых рантье (720
человек на 1 млн) достаточно убедительно говорит нам о том, что к самоубийству
сильнее всего склонны люди, облагодетельствованные судьбой. Все, что требует от
людей известного подчинения, ослабляет влияние вышеуказанного состояния.
Умственный горизонт низших классов ограничен пределом, поставленным им классами,
стоящими выше, и от этого желания их носят более определенный характер. Но те,
кто выше себя чувствует уже одно только пустое пространство, невольно в нем
теряются при отсутствии той силы, которая могла бы отодвигать их назад.
Поэтому аномия является в наших современных обществах регулярным и специфическим
фактором самоубийств; это одно из тех веяний, которыми определяется ежегодная
сумма самоубийств. Следовательно, можно сказать, что мы имеем сейчас дело с
новым, отличным от всех других типом самоубийства. Разница заключается в том,
что данный тип зависит от характера связи между индивидами и обществом, но не от
того способа, каким эта связь регламентируется. Эгоистическое самоубийство
проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое —
вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой; третий, только что
установленный нами вид определяется беспорядочной, неурегулированной
человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. Принимая во внимание
его происхождение, мы дадим этому последнему виду самоубийства название
аномичного.
Нельзя, конечно, отрицать, что между этим и эгоистическим видом самоубийства
существует некоторое родство. И тот, и другой в своем корне определяются
отчужденностью, недостаточной близостью общества к индивиду, но «сфера
бездействия», если можно так выразиться, в этих двух случаях совершенно
различна. В первом, т. е. при эгоистическом виде самоубийства, дефект находится
в собственно коллективной деятельности, которая лишается своего смысла и
значения. Наоборот, при аномичном самоубийстве решающую роль играют
исключительно индивидуальные страсти, которые не встречают на своем пути никакой
сдерживающей силы. Поэтому можно сказать, что эти два типа самоубийства,
несмотря на то что они имеют целый ряд общих точек соприкосновения, остаются
независимыми друг от друга. Можно отдавать на служение обществу все, что только
есть в нашем существе по своей природе социального, и в то же время не уметь
сдерживать своих желаний; можно, вовсе не будучи по натуре своей эгоистом,
пребывать в аномичном состоянии, и наоборот. Эгоистическое и аномичное
самоубийства большую часть своих жертв вербуют в разнородных слоях общества:
первое распространено по преимуществу среди интеллигенции, в сфере умственного
труда; второе наблюдается главным образом в мире торговли и промышленности. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382