Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Но, отделяя таким образом социальную жизнь от индивидуальной, мы отнюдь не хотим
сказать, что в ней нет психологического элемента. Наоборот, совершенно очевидно,
что она по существу своему состоит из представлений; но только коллективные
представления обладают совершенно иной природой, чем представления
индивидуальные. Мы не видим никакой несообразности в том мнении, что социология
есть психология, если только при этом добавить, что социальная психология имеет
свои собственные законы, отличающиеся от законов психологии индивидуальной. Мы
подтвердим нашу мысль примером, который сделает ее более понятной. Обыкновенно
происхождение религии приписывают чувству страха или уважения, которое внушают
сознательным существам таинственные и страшные явления. С этой точки зрения
религия представляется простым проявлением индивидуальных переживаний и чувств.
Но это упрощенное объяснение не имеет ничего общего с фактами. Достаточно
отметить, что в животном царстве, где социальная жизнь всегда рудиментарна,
религия совершенно неизвестна, что она наблюдается только там, где существует
коллективная организация, что она меняется в зависимости от природы общества,
чтобы признать, что только объединенные в группу люди мыслят религиозно. Никогда
индивид, который знал бы только самого себя и физическую вселенную, не мог бы
подняться до мысли о силах, бесконечно превосходящих его и все, что его
окружает. Даже те великие естественные силы, с которыми он соприкасается, не
могли бы зародить в его душе такого понятия, так как первоначально он отнюдь не
знал с такою точностью, как в настоящее время, в какой степени эти силы
превосходят его; он думал, наоборот, что он в состоянии располагать ими по
своему усмотрению. Только наука показала ему, насколько он ниже этих сил. Та
сила, которая так могла заставить его проникнуться чувством уважения и сделалась
предметом его поклонения, есть общество; и лишь гипостазированной формой
последнего являются боги. Религия — это в конце концов система символов,
посредством которых общество сознает самого себя; это образ мышления, присущий
только коллективному существу. Таким образом, открывается обширная совокупность
умственных состояний, которые не возникли бы, если бы частные сознания не
соединились в одну группу, которые вытекают из этого союза и присоединяются к
состояниям сознания, порождаемым природой индивида. Можно самым кропотливым
образом анализировать эти последние, но никогда не удастся открыть в них ничего
такого, что могло бы объяснить, каким образом возникли и развились своеобразные
верования и обряды религий, каким образом зародился фетишизм, каким образом
выросло из него обожествление сил природы и каким образом это последнее в свою
очередь преобразовалось здесь — в отвлеченную религию Иеговы, там — в политеизм
греков и римлян и т. д. Но, утверждая разнородность социального и
индивидуального, мы хотим сказать, что предыдущие соображения применимы не
только к религии, но и к праву, морали, моде, политическим учреждениям,
педагогической практике и т. д.— словом, ко всем формам коллективной жизни.
    Но нам сделано было еще одно возражение, которое может показаться на первый
взгляд более важным. Мы признали, что социальные состояния не только качественно
отличаются от индивидуальных, но что они в некотором смысле находятся вне самих
индивидов. Мы не убоялись даже сопоставить этот внешний характер с тем, который
присущ силам физическим. Но, возражали нам, если общество состоит только из
индивидов, то как же может быть что-нибудь, лежащее вне их?
    Если бы это возражение было основательно, то мы пришли бы к неразрешимому
противоречию. В самом деле, не надо терять из виду того, что было установлено
выше. Так как та горсть людей, которая ежегодно кончает с собой, не образует
естественной группы и так как люди эти совершенно не соприкасаются между собою,
то постоянство числа самоубийств может зависеть только от некоторой общей
причины, которая господствует над людьми и их переживает. Сила, которая собирает
в одно целое множество единичных случаев, рассеянных по поверхности земного
шара, должна, конечно, находиться вне каждого из них. Если бы действительно
оказалось для нее невозможным занять по отношению к ним внещнее положение, то
проблема была бы неразрешимой; но эта невозможность— только кажущаяся. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382