Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Могут на это возразить, что подобное творчество ограничивается только тем, что
увеличивает интенсивность начального состояния нашего сознания. Но во-первых,
всякое количественное изменение есть все же внесение чего-то нового; а
во-вторых, количество вещей не может изменяться без того, чтобы от этого не
переменилось и их качество; какое-либо чувство, становясь вдвое или втрое
сильнее, совершенно изменяет свою природу. Ведь та сила, с которой собравшиеся
вместе люди взаимно влияют друг на друга, может зачастую превратить безобидных
граждан в отвратительное чудовище. Поистине странное «подражание», раз оно
производит подобного рода превращение! Если в науке пользуются такой неточной
терминологией для обозначения этого явления, то это происходит, без сомнения,
потому, что исходят из смутного представления, будто каждое индивидуальное
чувство есть как бы копия чувств другого человека. Но на самом деле не
существует ни образцов, ни копий. Мы имеем здесь слияние, проникновение
некоторого числа состояний данного сознания в глубь другого, отличающегося от
них; это будет новое коллективное состояние сознания.
Конечно, не было бы никакой неточности, если бы подражанием стали называть
причину, производящую это состояние, если бы всегда делалось допущение, что
подобное настроение духа внушено толпе каким-нибудь вожаком, но — помимо того,
что это утверждение решительно ничем не обосновано и находится в полном
противоречии с множеством фактов, где мы можем наблюдать, что руководитель явно
выдвигается самой толпою, вместо того чтобы быть ее движущей силой,— даже помимо
этого случаи, где доминирующее влияние вожака носит реальный характер, не имеют
ничего общего с тем, что называется взаимным подражанием, ибо здесь подражание
проявляется односторонне, и потому мы оставим его пока в стороне. Прежде всего
надо старательно избегать тех смешений, которые уже в достаточной мере затемнили
занимающий нас вопрос.
Если бы кто-нибудь высказал мнение, что в каждом собрании людей всегда имеются
индивидуумы, разделяющие общее мнение не по свободному убеждению, а подчиняясь
авторитету, то это было бы неоспоримой истиной. Мы даже думаем, что в таких
случаях всякое индивидуальное сознание в большей или меньшей степени испытывает
подобного рода принуждения. Но если оно имеет своим источником силу sui generis,
которой облечены общие действия и верования, когда они прочно установились, то
оно относится ко второй категории отмеченных нами фактов. Рассмотрим эту
категорию и прежде всего спросим себя, в каком смысле ее можно назвать
подражанием. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382