Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Во-первых, это не совсем верно, что общество состоит только из индивидов; в него
входят также и материальные элементы, играющие существенную роль в общественной
жизни. Часто социальный факт материализируется до такой степени, что становится
элементом внешнего мира. Например, определенный архитектурный тип будет явлением
социальным; он частью воплощается в домах, в различных зданиях, которые, раз уже
они выстроены, становятся самостоятельными реальностями, независимыми от
индивидов. То же самое относится к путям сообщения и транспорту, к инструментам
и машинам, употребляемым в промышленном мире или в частной жизни и выражающим
состояние техники в каждый исторический момент, к письменности и т. д.
Социальная жизнь, которая таким образом как бы кристаллизуется и отвердевает на
материальных подпорах, тем самым внедряет в мир окружающие нас вещи и начинает
воздействовать на нас извне. Пути сообщения, которые построены были раньше нас,
придают ходу наших дел определенное направление, позволяя нам сообщаться с той
или иной страной. Вкус ребенка формируется, приходя в соприкосновение с
памятниками национального вкуса, заветами предыдущих поколений. Иногда даже мы
видим, что такие памятники в течение долгих веков подвергаются забвению. Затем,
в то время как воздвигшие их нации уже давно погасли, они снова показываются на
свет Божий и снова начинают свое существование в среде нового общества. Это и
является характерной чертой того очень редкого явления, которое носит название
Возрождения. Возрождение означает, что социальная жизнь, после того как она
долгое время была как бы упакована и пребывала в скрытом состоянии, вдруг
пробуждается, меняет интеллектуальные и моральные точки зрения народов, которые
сами не содействовали ее выработке. Конечно, социальная жизнь не могла бы
оживиться, если бы живые сознания не были готовы воспринять ее воздействие, но,
с другой стороны, эти сознания чувствовали бы и думали совсем иначе, если бы это
воздействие не совершилось.
То же самое может быть применено и к тем определенным формулам, в которых
заключаются догматы веры, или положения права, когда они фиксируются вовне, в
какой-нибудь священной форме. Конечно, как бы они ни были хорошо составлены, но
они остались бы мертвой буквой, если бы не нашлось никого, кто бы мог
проникнуться ими и ввести их в употребление. Но если они не являются
самодовлеющими силами, то это не мешает им быть факторами sui generis социальной
жизни, так как они обладают способом воздействия, свойственным только им одним.
Юридические отношения совсем неодинаковы в тех случаях, когда имеется писаное
право, и в тех случаях, когда его нет. Там, где существует выработанный кодекс,
юриспруденция более урегулирована, но менее гибка, законодательство более
стройно, но и более неподвижно. Оно менее способно приноравливаться к различным
частным случаям и оказывает больше сопротивления новаторским попыткам.
Материальные формы, в которые оно облекается, нельзя поэтому считать чисто
словесными сочетаниями, не имеющими никакого значения; это — действующие
реальности, что доказывается теми результатами, которые бы отсутствовали, если
бы этих реальностей не существовало. Таким образом, очевидно, что они не только
должны лежать вне индивидуального сознания, но что именно это-то внешнее
положение и сообщает им их специфические черты. Для них существенно то, что они
малодоступны для индивидов и что эти последние лишь с трудом могут приспособлять
их к обстоятельствам; в этом же заключается причина того, что они упорно
сопротивляются всяким изменениям. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382