Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Наблюдения только подтверждают эту гипотезу. С одной стороны, правильность
статистических данных указывает на то, что существуют коллективные наклонности
вне сознания индивидов, с другой стороны, на большом количестве выдающихся
фактов мы можем непосредственно констатировать этот внешний характер коллектива.
К тому же последний не представляет ничего удивительного для того, кто убедился
в разнородности индивидуальных и социальных состояний. В самом деле, вторые
могут явиться к нам только извне, так как они не вытекают из наших личных
предрасположений; происходя от чуждых нам элементов, они выражают нечто
совершенно иное, чем мы сами. Конечно, поскольку мы сливаемся с группой и живем
ее жизнью, мы не можем избежать ее влияния; но с другой стороны, поскольку мы
обладаем индивидуальностью, отличающей нас от нее, мы оказываем ей сопротивление
и стремимся уклониться от ее влияния. А так как нет ни одного человека, который
не жил бы одновременно этою двойною жизнью, то каждый из нас в одно и то же
время проникнут тем и другим стремлением. Нас увлекает социальное чувство, но
вместе с тем мы отдаемся настроению, отвечающему нашей личной природе. Остальные
члены общества давят на нас, чтобы сдержать наши центробежные стремления, а мы в
свою очередь стараемся давить на других, чтобы нейтрализовать их индивидуальные
стремления. Таким образом, мы испытываем на себе то же самое давление, которое
мы стараемся оказать на других. Возникают две противодействующие друг другу
силы. Одна из них вытекает из коллективности и стремится завладеть индивидом,
другая проистекает от индивида и враждебна предыдущей. Конечно, первая во многом
превосходит вторую, потому что она является сочетанием всех единичных сил, но,
так как она встречает на своем пути столько же отпоров, сколько существует
отдельных субъектов, она отчасти растрачивается в этой усиленной борьбе и
проникает в нас только в ослабленной и обезображенной форме. Когда она очень
интенсивна, когда приводящие ее в действие обстоятельства повторяются часто, она
может еще достаточно сильно отпечатываться в индивидуальной психике; она
возбуждает в ней довольно интенсивные состояния, которые, раз зародившись,
функционируют с самопроизвольностью инстинкта; так обстоит дело с наиболее
существенными моральными идеями. Но большинство социальных течений или слишком
слабы, или соприкасаются с нами слишком отдаленно, для того чтобы пустить в
нашем сознании глубокие корни; поэтому воздействие их очень поверхностно.
Следовательно, они почти целиком остаются вне нас. Таким образом, для того чтобы
вычислить какой-либо элемент коллективного типа, отнюдь не достаточно определить
размеры, занимаемые им в индивидуальных сознаниях, и взять среднюю.
    Правильнее было бы взять их сумму, но и такое измерение будет во многом уступать
действительности, так как таким путем можно получить социальное чувство лишь
ослабленным настолько, насколько оно потеряло, индивидуализируясь.
    Только при очень легком отношении к делу можно обвинять нашу концепцию в
схоластичности и упрекать ее в том, что она кладет в основание социальных
явлений какой-то жизненный принцип нового порядка. Если мы отказываемся
допустить, что социальные явления имеют субстратом сознание индивида, мы тем
самым приписываем им некоторый другой субстрат.  ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382