Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Восстановление корпорации, потребность в которой ощущается всеми, к несчастью,
имеет против себя скверную репутацию, которую корпорации старого режима оставили
в истории. Однако тот факт, что они существовали не только начиная со средних
веков, но с греко-римской эпохи, доказывает их необходимость с гораздо большей
убедительностью, чем факт их недавнего уничтожения доказывает их бесполезность.
Если, за исключением одного столетия, повсюду, где профессиональная деятельность
достигла некоторого развития, она организовывалась корпоративно, то не является
ли в высшей степени вероятным, что эта организация необходима и что если сто лет
тому назад она не оказалась на высоте своей роли, то надо было ее исправить и
усовершенствовать, а не радикально уничтожать? Не подлежит сомнению, что она
перед концом своим стала препятствием для самых необходимых реформ. Старая
корпорация, узколокальная, замкнутая для всякого внешнего влияния, стала
невозможностью в морально и политически объединенной нации. Чрезмерная
автономия, которой она пользовалась и которая делала ее государством в
государстве, не могла удержаться в такое время, когда правительственный орган,
протягивая во все стороны свои разветвления, все больше и больше подчинял себе
все вторичные органы общества. Надо было расширить базу, на которой покоился
этот институт, и связать его со всей национальной жизнью. Если бы, уничтожив
замкнутость отдельных местных корпораций, соединить их между собою в крупные и
стройные союзы, а все эти союзы подчинить общей власти государства и побудить их
таким образом постоянно ощущать свою солидарность, то деспотизм рутины и
профессиональный эгоизм были бы введены в свои законные рамки. Традиции гораздо
труднее удержаться в неизменном виде в обширной ассоциации, раскинутой на
огромном пространстве, чем в маленькой котерии, не выходящей за пределы одного
города. В то же время каждая частная группа менее склонна видеть и преследовать
одни свои собственные интересы, когда она находится в постоянных сношениях с
направляющим центром общественной жизни. Только при этом условии можно
поддерживать в умах людей идею общей цели с достаточной ясностью и постоянством.
Так как сношения между каждым отдельным органом и властью, представляющей общие
интересы, будут тогда непрерывны, то общество будет напоминать о себе индивидам
не изредка только и не в смутной форме,— мы будем чувствовать его присутствие на
всем протяжении обыденной жизни. Уничтожив то, что было, и не поставив на место
разрушенного ничего нового, заменили только корпоративный эгоизм эгоизмом
индивидуальным, который имеет еще более разлагающее влияние. Вот почему из всего
того, что было разрушено в ту эпоху, надо жалеть только об этом одном. Разрушив
единственные группы, которые могли прочно связывать между собою индивидуальные
воли, мы собственными руками разбили лучшее орудие нашего морального
возрождения.
Указанный путь ведет к победе не над одним только эгоистическим самоубийством.
Близкородственное с ним аномичное самоубийство поддается тому же лечению. Аномия
является результатом такого положения, когда в известных пунктах общества нет
коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы направляли общественную
жизнь. Она, следовательно, отчасти вытекает из того же состояния распада, в
котором берет начало и эгоистическое течение. Но эта же самая причина производит
различные следствия в зависимости от точки ее приложения, т. е. в зависимости от
того, действует ли она на активные и практические функции или же на работу
представлений. Она распаляет, обостряет первые, она приводит вторую к
замешательству, к растерянности. Поэтому в обоих случаях нужно одно и то же
лечение. Мы видели, что главная роль корпорации в будущем, как и в прошлом,
сводится к тому, чтобы регулировать социальные функции, главным образом
экономические функции, т. е. к тому, чтобы вывести их из неорганизованного
состояния, в котором они теперь находятся. Всякий раз, когда жадность отдельных
лиц начнет переходить известные границы, корпорации надлежит установить, сколько
приходится по справедливости на долю каждого разряда соучастников в деле.
Занимая по отношению к своим членам высшее положение, она имеет весь нужный
авторитет, чтобы требовать от них необходимых жертв и уступок и подчинения
известным правилам. Препятствуя сильным пользоваться своей силой дальше
известных пределов, мешая слабым выставлять чрезмерные требования, напоминая тем
и другим об их взаимных обязанностях и об общем интересе, регулируя в известных
случаях производство, чтобы не дать ему выродиться в болезненную, лихорадочную
форму активности, она будет умерять одни страсти другими и, вводя их в границы,
даст возможность установить мир. Таким образом, водворится моральная дисциплина
нового типа, без которой все открытия науки и весь прогресс благосостояния могут
порождать только недовольных. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382