Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Единственный предмет, к которому тогда может применяться наблюдение, это
состояние ума индивидов, ибо ничто иное не существует; но это — задача
психологии. С этой точки зрения все, что есть существенного в браке, или в
семье, или в религии, заключается в тех индивидуальных потребностях, которым
предназначены служить эти институты, а именно: отцовская и сыновняя любовь,
половое влечение, то, что называется религиозным инстинктом, и т. д. Что же
касается самих институтов с их исторически выработанными формами, столь сложными
и разнообразными, то этой стороной дела можно пренебречь: она представляется
малоинтересной. Будучи только внешним и случайным выражением общих свойств
природы индивидуума, вышеназванные институты являются лишь одним из ее
проявлений и не требуют специального исследования. Конечно, при случае любопытно
заняться изучением того, какое внешнее выражение получали в различные
исторические эпохи эти вечные человеческие чувства; но так как каждое такое
внешнее выражение несовершенно, то им нельзя придавать слишком большого
значения. В некотором отношении бывает даже полезно вовсе отбросить их, чтобы
лучше проникнуть в глубь оригинального подлинника, в котором чувства эти черпают
свой смысл и истинная природа которого искажается внешней передачей.
Таким образом, под предлогом того, чтобы дать науке более глубокую подпочву,
основывая ее на психологическом строении индивида, ее отделяют от единственного
свойственного ей предмета. Обыкновенно в таких случаях не замечают того, что
социологии не может быть там, где нет общества, а общества нет там, где есть
только индивиды. К тому же эта концепция является одной из главных причин,
поддерживающих в социологии вкус к неясным обобщениям. Вполне естественно, что
если за конкретными формами социальной жизни не признается самостоятельного
существования, то нет и желания заниматься их описанием.
Мы твердо надеемся, что, читая нашу книгу, каждый согласится с нами в том, что
над индивидом стоит высшая духовная реальность, а именно коллектив. Когда станет
очевидно, что у каждого народа существует свой особый процент самоубийства, что
процент этот более постоянен, чем общая смертность, что если он вообще
эволюционирует, то — следуя коэффициенту ускорения, свойственному каждому
обществу, что все его колебания в различные моменты дня, месяца, года только
воспроизводят ритм общей социальной жизни; когда убедятся, что брак, развод,
семья, религиозная община, армия и т. д. влияют на него по точно определенным
законам, из которых некоторые могут быть выражены даже цифрами; когда убедятся
во всем этом, то откажутся видеть в этих состояниях и институтах какие-то
идеологические установления, не имеющие ни силы, ни значения. Тогда почувствуют,
что это—реальные, живые действующие силы, которые, определяя собою индивида, тем
самым ясно доказывают, что они не зависят от него, по крайней мере тогда, когда
он входит в качестве элемента в те комбинации, результатом которых они являются.
По мере того как вышеназванные силы формируются, они налагают свою власть на
индивида. Приняв это во внимание, легче понять, каким образом социология может и
должна быть объективной, ведь она имеет перед собой столь же определенные и
столь же прочные реальности, как предмет изучения психолога или биолога*. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382