Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
Под этим давлением каждый в своей сфере может отдать себе приблизительный отчет
в том, до какого предела могут простираться его жизненные требования. Если
субъект дисциплинирован и признает над собою коллективный авторитет, т. е.
обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что требования
его не должны подниматься выше определенного уровня. Индивидуальные стремления
заключены в этом случае в определенные рамки и имеют определенную цель, хотя в
подобном самоограничении нет ничего обязательного или абсолютного. Экономический
идеал, установленный для каждой категории граждан, в известных пределах
сохраняет подвижность и не препятствует свободе желаний; но он небезграничен.
Благодаря этому относительному ограничению и обузданию своих желаний люди могут
быть довольны своей участью, сохраняя при этом стремление к лучшему будущему;
это чувство удовлетворенности дает начало спокойной, но деятельной радости,
которая для индивида точно так же, как и для общества, служит показателем
здоровья. Каждый, по крайней мере в общем, примиряется со своим положением и
стремится только к тому, на что он может с полным правом надеяться как на
нормальную награду за свою деятельность. Человек вовсе не осужден пребывать в
неподвижности; перед ним открыты пути к улучшению своего существования, но даже
неудачные попытки в этом направлении вовсе не должны повлечь за собою полного
упадка духа. Индивид привязан к тому, что он имеет, и не может вложить всю свою
душу в добывание того, чего у него еще нет; поэтому даже в том случае, если все
то новое, к чему он стремится и на что надеется, обманет его, жизнь не утратит
для него всякой ценности. Самое главное и существенное останется при нем.
Благополучие его находится в слишком прочном равновесии, чтобы какие-нибудь
преходящие неудачи могли его ниспровергнуть.
Конечно, было бы совершенно бесполезно, если бы каждый индивид считал
справедливой признанную общественным мнением иерархию функции, не признавая в то
же самое время справедливым тот способ, каким рекрутируются исполнители этих
функций. Рабочий не может находиться в гармонии со своим социальным положением,
если он не убежден в том, что занимает именно то место, которое ему следует
занимать. Если он считает себя способным исполнять другую функцию, то его работа
не может удовлетворять его. Поэтому недостаточно того, чтобы общественное мнение
только регулировало для каждого положения средний уровень потребностей; нужна
еще другая, более точная регламентация, которая определила бы, каким образом
различные социальные функции должны открываться частным лицам. И действительно,
нет такого общества, где не существовала бы подобная регламентация; конечно, она
изменяется в зависимости от времени и места. В прежнее время почти
исключительным принципом социальной классификации было происхождение; в
настоящее время удержалось неравенство по рождению лишь постольку, поскольку оно
создается различиями в унаследованных имуществах. Но под этими различными
формами вышеупомянутая регламентация имеет всюду дело с одним и тем же объектом.
Равным образом повсюду существование ее возможно только при том условии, что она
предписывается индивиду властью высшего авторитета, т. е. авторитета
коллективного. Ведь никакая регламентация не может установиться без того, чтобы
от тех или других— а чаще всего и от тех, и от других — членов общества не
потребовалось известных уступок и жертв во имя общего блага.
Некоторые авторы думали, правда, что это моральное давление сделается излишним,
как только исчезнет передача по наследству экономического благосостояния. Если,
говорили они, институт наследства будет уничтожен, то каждый человек будет
вступать в жизнь с равными средствами, и если борьба между конкурентами будет
начинаться при условии полного равенства, то нельзя будет назвать ее результаты
несправедливыми. Все должны будут добровольно признать существующий порядок
вещей за должный. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382