Эмиль ДЮРКГЕЙМ
САМОУБИЙСТВО
|
В самом деле, мы привыкли смотреть на все неморальное, как на естественное.
Однако если, как мы установили, самоубийство оскорбляет нравственное сознание,
то, по-видимому, невозможно не видеть в нем явление социальной патологии. Выше
мы показали, что даже такое очевидное проявление имморальности, как
преступление, не должно быть обязательно отнесено к категории болезненных
явлений. Правда, что это утверждение может смутить некоторых и, при
поверхностном взгляде, может показаться, что оно колеблет самые основы морали.
Это утверждение тем не менее не заключает в себе ничего разрушительного. Для
того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к той аргументации, на
которой основывается это утверждение и которую можно резюмировать следующим
образом.
Или слово болезнь ровно ничего не означает, или же оно означает что-то такое,
чего можно избежать. Без сомнения, не все то, чего можно избежать, болезненно,
но все то, что болезненно, может быть избегнуто, по крайней мере в большинстве
случаев. Если не отказываться от различия в понятиях и терминах, то невозможно
характеризовать этим словом такое состояние или свойство существ известного
вида, которого они не могут не иметь, которое неизбежно присуще их организации.
С другой стороны, у нас имеется лишь один объективный признак, могущий быть
эмпирически установлен и доступный постороннему контролю, путем которого мы
могли бы констатировать наличность этой необходимости,— это ее всеобщность. Если
всегда и повсюду, без единого исключения, два явления встречаются совместно, то
будет методологически нелепо предположить, что они могут существовать раздельно.
Но это еще не значит, что одно является причиной другого. Связь может и не быть
непосредственной, но тем не менее она есть, и она необходима.
Мы не знаем такого общества, в котором бы в различных формах не наблюдалось
более или менее развитой преступности. Нет такого народа, чья мораль не
нарушалась бы каждодневно. Значит, мы должны сказать, что преступление
необходимо, что оно не может не быть, что основные условия общежития, такие,
какими мы их знаем, его логически обусловливают. Следовательно, оно нормально.
Нам нет надобности ссылаться здесь на неизбежное несовершенство человеческой
природы и доказывать, что зло, хотя и не может быть предупреждено, все-таки не
перестает быть злом; это слова проповедника — не ученого. Необходимое
несовершенство — не есть еще болезнь; иначе следовало бы всюду видеть болезнь,
потому что несовершенство — всюду. Нет такой функции организма, нет такой
анатомической формы, относительно которых нельзя было бы пожелать некоторого
улучшения. Говорят иногда, что оптик покраснел бы, сделав зрительный аппарат
такого грубого устройства, каков человеческий глаз. Но отсюда никто не заключил,
да и нельзя заключить о ненормальности строения этого органа. Более того —
невозможно, чтобы то, что необходимо, не заключало бы в себе известного
совершенства, говоря несколько теологическим языком наших противников. То, что
составляет необходимое условие жизни, не может не быть полезно, если только сама
жизнь полезна. Не будем выходить из этих пределов. В самом деле, мы показали,
каким образом преступление может быть полезно. Однако оно может быть для
чего-нибудь полезно только в том случае, если оно осуждается и подавляется.
Совершенно несправедливо мнение, по которому простое зачисление преступления в
разряд явлений нормальной социологии уже означает его оправдание. Если
преступление есть нормальное явление, то нормально также, чтобы оно было
наказываемо. Наказание и преступление составляют одну нераздельную пару. Одно в
такой же степени необходимо, как и другое. Всякое аномальное ослабление
карательной системы вызывает усиление преступности и доводит ее до аномальной
степени интенсивности. ..далее
Все страницы произведения:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382