Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Одно замечание практического характера может быть выдвинуто здесь как следствие
этого теоретического вывода. Некоторые авторы, приписывая подражанию влияние,
которого оно не имеет в действительности, требовали, чтобы описание самоубийств
и преступлений было запрещено в газетах. Возможно, что это запрещение уменьшило
бы на несколько единиц годовой итог этих явлений, но подлежит большому сомнению,
чтобы оно могло изменить социальный процент преступлений и самоубийств.
Интенсивность коллективной наклонности осталась бы той же, так как моральный
уровень социальных групп от этого не изменился бы. Если принять во внимание те
проблематичные и, во всяком случае, очень слабые результаты, которые могла бы
иметь эта мера, и те значительные неудобства, которые повлекло бы за собой
уничтожение всякой судебной гласности, то будет вполне понятно, что в данном
случае законодатель должен отнестись к совету специалистов с большим сомнением.
В действительности если что и может повлиять на развитие самоубийств или
уголовной преступности, так не то, что о них вообще говорят, а то, как о них
говорят. Там, где эти акты находят себе полное осуждение, вызываемое ими чувство
отражается на самих отчетах о них, и путем такого внушения индивидуальное
предрасположение скорее нейтрализуется и обезвреживается, нежели поощряется.
Наоборот, когда общество в моральном отношении лишено всякой опоры, состояние
неуверенности, в котором оно находится, внушает ему некоторую снисходительность
к безнравственным поступкам; снисходительность эта невольно выражается каждый
раз, когда говорят о них, и тем самым сглаживает границу между дозволенным и
недозволенным. Тогда действительно приходится опасаться каждого дурного примера
не потому, что он опасен как таковой, а потому, что терпимость или общественный
индифферентизм приуменьшают то чувство отвращения, которое он должен был бы
вызывать.
    Но эта глава с особенной ясностью показывает, как мало обоснована теория,
делающая подражание важным источником всей коллективной жизни. Нет явления,
более легко передаваемого путем заражения, чем самоубийство, а между тем мы
только что видели, что эта заразительная сила не имеет социальных последствий.
Если в этом случае подражание лишено социального влияния, то оно не имеет его и
в других случаях, и приписываемое ему значение только кажущееся. Конечно, в
очень тесной сфере оно может явиться определяющим мотивом нескольких
воспроизведений одной и той же мысли или одного и того же поступка, но оно
никогда не находит себе ни достаточно широкого, ни достаточно глубокого отзвука
для того, чтобы проникнуть в самую душу общества и произвести в ней изменения.
Коллективные состояния благодаря почти единодушному и обыкновенно многолетнему
признанию слишком упорны для того, чтобы какое-нибудь частное новшество могло
достигнуть своей цели. Каким образом индивид, который — только индивид, и ничего
больше, мог бы получить достаточно силы для переделки общества на свой лад? Если
бы мы не представляли себе социальный мир так же грубо, как первобытный человек
представлял себе мир физический, если бы наперекор всем выводам науки мы, в
глубине души и не отдавая себе в том отчета, не отрицали, что социальные явления
прямо пропорциональны вызвавшим их причинам, то мы даже не остановились бы на
концепции, которая хотя и обладает истинно библейской простотой, но находится в
вопиющем противоречии с основными принципами мышления. В настоящий момент больше
уже не верят, что зоологические виды суть не что иное, как индивидуальные
изменения, привитые и распространенные наследственностью. Насколько не более
допустима теория, утверждающая, что социальный факт представляет собою только
обобщенный факт индивидуального характера; но менее всего приемлемо
предположение, что эта общность зависит от какой-то слепой силы заражения. Можно
даже с полным и справедливым изумлением отнестись к тому, что еще необходимо
оспаривать гипотезу, которая до сих пор вызывала только возражения, но не
получила ни малейшего подтверждения. Никогда еще не было доказано по отношению к
определенному ряду социальных фактов, что подражание играло в них известную
роль, и еще меньше доказано, что оно одно могло бы объяснять какие-либо факты.
Обыкновенно довольствовались тем, что высказывали эту гипотезу в форме афоризма,
опираясь при этом на смутные метафизические предпосылки. Между тем социология
может претендовать на то, чтобы на нее смотрели как на науку, только в том
случае, если те, кто ее разрабатывает, не будут устанавливать догматов,
освобождая себя от обязанности их доказывать.
    КНИГА II СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382