Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Чаще всего расстояние между социальным состоянием и его индивидуальными
отголосками даже еще более значительно. В предыдущих случаях коллективное
чувство, индивидуализируясь, по крайней мере сохраняло у большинства субъектов
достаточную силу, для того чтобы восставать против тех поступков, которые его
оскорбляют; ужас, внушаемый пролитием человеческой крови, довольно глубоко
вкоренился в наши дни в большинстве человеческих сознаний, чтобы
воспрепятствовать терпимому отношению к идее человекоубийства. Но простая кража,
или молчаливый обман, или мошенничество без насилия еще далеки от того, чтобы
внушить нам то же чувство отвращения. Очень мало людей, которым бы права их
ближних внушали чувство уважения и у которых не было бы в зародыше желания
обогатиться не вполне честным образом. Это не значит, что воспитание не
развивает известного отвращения ко всякому нарушению справедливости. Но какое
еще далекое расстояние между этим непосредственным и неустойчивым чувством,
всегда готовым идти на компромисс, и тем безусловным клеймом позора, без изъятия
и смягчения, которое общество накладывает всегда на виновника кражи во всех ее
видах. Что же сказать о сознании других обязанностей, которое еще слабее
вкоренилось в душу обыкновенного человека, как, например, то чувство, которое
предписывает нам правильно уплачивать свою часть общественных издержек, не
обманывать казну, не уклоняться от отбывания воинской повинности, честно
выполнять договоры и т. д. Если бы во всех этих пунктах выполнение предписаний
морали гарантировалось только колеблющимися чувствами средних индивидов, то
предписания эти покоились бы на крайне ненадежной почве.
    Следовательно, является основной ошибкой смешивать, как это часто случается,
коллективный тип данного общества со средним типом индивидов, которые составляют
это общество. Средний человек обладает в очень умеренной степени
нравственностью. Только наиболее существенные правила этики отпечатываются в его
душе с известной силой, но и они далеки от той определенности и того авторитета,
которыми они облечены в коллективном типе, т. е. в обществе, взятом в его целом.
Это смешение, которое определенно допустил Quetelet, превращает моральный
генезис в неразрешимую проблему. В самом деле, раз индивидуальный уровень морали
в общем так низок, то каким же образом могла бы возникнуть общественная мораль,
превосходящая его, если она выражает собой только среднюю величину
индивидуальных нравственных зачатков? Большее не может без чуда образовываться
из меньшего. Если общественное сознание есть не что иное, как наиболее
распространенное сознание, то оно не может стать выше обыденного уровня. Но
откуда же являются тогда все эти повышенные и категорически повелительные
предписания, которые общество стремится привить своим членам?
    Различные религии, а по их примеру и многочисленные философы не без основания
полагают, что мораль может быть осуществлена во всей своей полноте только в
Боге. Слабый и неполный набросок ее, открываемый в индивидуальном сознании, не
может быть рассматриваем как оригинал. Он производит скорее впечатление грубой и
неверной репродукции и наводит на мысль, что оригинал должен находиться так или
иначе вне индивидов. Вот почему народная фантазия с присущей ей простотой
реализует его в Боге. Конечно, наука не может остановиться на этой концепции,
которая для нее просто-напросто не существует. Но если отбросить эту концепцию,
то не останется другой альтернативы, как оставить вопрос о морали необъяснимым и
висящим в воздухе или видеть в морали систему коллективных состояний. Или начало
ее лежит вне опытного мира, или она порождается обществом. Она может
существовать только в сознании; и если она не существует в сознании индивида,
значит, ее может включить в себя только сознание группы. Но тогда необходимо
признать, что групповое сознание, отнюдь не будучи смешением сознаний средних
индивидов, должно превосходить его во всех отношениях. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382