Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    II
    Не подлежит никакому сомнению, что мысль о самоубийстве обладает
заразительностью. Мы уже говорили о коридоре, где последовательно повесились 15
инвалидов, или о той известной часовой будке в булонс-ком лагере, которая на
протяжении нескольких дней послужила местом нескольких самоубийств. Факты этого
рода часто наблюдались в армии: в 4-м стрелковом полку в Провансе в 1862 г.; в
15-м пехотном в 1864 г.; в 41-м сначала в Монпелье, а потом в Ниме в 1868 г. и
т. д. В 1813 г. в маленькой деревушке St. Pierre Monjau повесилась на дереве
одна женщина, и в течение небольшого промежутка времени несколько других
повесились там же. Пинель рассказывает, что по соседству с Etampes повесился
священник; через несколько дней на том же месте повесились еще два духовных
лица, а вскоре затем их примеру последовали несколько светских людей. Когда лорд
Кэстльри бросился в кратер Везувия, несколько человек из его спутников
последовали за ним. Дерево Тимона-Мизантропа сделалось историческим. В домах
заключения многочисленными наблюдениями также подтверждаются случаи психического
заражения.
    Тем не менее установилось обыкновение относить к области подражания целый ряд
фактов, которые, на наш взгляд, имеют совсем иное происхождение. Это те случаи,
которые носят название самоубийств «одержимых». В «Истории войны евреев с Римом»
Жозеф рассказывает, что во время осады Иерусалима некоторое число осажденных
лишило себя жизни. В частности, 40 евреев, спасшихся в подземелье, решили
умереть и убили друг друга. «Осажденные Брутом ксан-тийцы,— говорит Монтэнь,—
были охвачены все, мужчины, женщины и дети, непобедимым желанием умереть и с
такою страстностью искали смерти, с какою люди обыкновенно защищают свою жизнь.
Бруту едва удалось спасти немногих из них». Нет никакого основания предполагать,
что эти случаи массового самоубийства происходят от одного или двух
индивидуальных случаев, являясь только повторением их; здесь мы имеем скорее
результат коллективного решения, настоящего социального «consensus», чем
простого влияния заразительной силы. В данном случае идея не рождается в
отдельности у каждого субъекта, чтобы затем охватить сознание других людей, но
вырабатывается всей группой в совокупности, причем группа эта, попав в
безвыходное положение, коллективно решает умереть. То же самое случается каждый
раз, когда какое бы то ни было социальное целое реагирует сообща под влиянием
одного и того же обстоятельства. Соглашение по природе своей остается тем же,
что и было, независимо от того, что действие происходит в порыве страсти; оно
осталось бы без всяких изменений, даже если бы происходило методически и более
обдуманно. Поэтому было бы совершенно неправильно говорить здесь о подражании. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382