Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Применим эту идею к вопросу о самоубийстве; то решение, которое мы дали ему в
начале нашей книги, только выиграет от этого в своей определенности.
    Не существует морального идеала, который не являлся бы сочетанием—в пропорциях,
меняющихся в зависимости от общества,— эгоизма, альтруизма и некоторой аномии.
Ибо социальная жизнь предполагает, что индивид обладает в известной степени
только ему свойственными качествами, что в то же время по требованию общества он
готов от своей индивидуальности отказаться и, наконец, что душа его до некоторой
степени открыта для идей прогресса. Вот почему нет народа, где бы одновременно
не существовало этих трех различных течений, которые увлекают человека по трем
разным и даже противоположным направлениям. Там, где они взаимно умеряют друг
друга, моральная жизнь находится в состоянии равновесия, которое защищает
индивида от всякой мысли о самоубийстве. Но как только один из них переступит
известную степень интенсивности в ущерб другим, он, индивидуализируясь,
становится по изложенным выше причинам моментом, предрасполагающим к
самоубийству. Чем он сильнее, тем, конечно, больше субъектов, которых он
заражает достаточно глубоко, чтобы побудить их к самоубийству, и наоборот. Но
самая эта его интенсивность может зависеть только от трех следующих причин: 1)
природы индивидов, составляющих обществ, 2) способа, посредством которого они
ассоциируются, т. е. природы социальных организаций, и 3) случайных
обстоятельств, которые нарушают течение коллективной жизни, не касаясь ее
анатомического строения, как-то национальные и экономические кризисы и т. д. Что
касается индивидуальных свойств, то они сами по себе могут лишь играть роль,
одинаковую для всех индивидов. В самом деле, люди, которые являются только
личностями или которые принадлежат только к ничтожному меньшинству, совершенно
тонут в массе остальных. Но этого мало: так как они различаются между собой, то
они нейтрализуют друг друга и взаимно уничтожаются в той переработке,
результатом которой являлся феномен коллективный. Только некоторые самые общие
человеческие черты могут иметь здесь некоторое значение; в общем, они почти
неизменны; по крайней мере, для того чтобы они могли измениться, недостаточно
тех нескольких веков, в течение которых существует нация. Следовательно,
социальные условия, влияющие на число самоубийств, являются единственными, в
силу которых оно может изменяться, ибо это — единственные изменяющиеся причины.
Вот почему число это остается неизменным, поскольку не изменяется само общество.
Это постоянство не зависит от того, что состояние духа, порождающее
самоубийство, неизвестно в силу какой случайности сконцентрировано в
определенном числе частных лиц и передается, тоже неизвестно почему, такому же
числу подражателей. Но безличные причины, дающие ему начало и поддерживающие
его, остаются неизменными; это значит, что ничто не изменилось— ни способы
группировки социальных единиц, ни характер их взаимного согласования. Действия и
противодействия, которыми они обмениваются, остаются тождественными,
следовательно, не изменяются и вытекающие из них мысли и чувства.
    Таким образом, лишь чрезвычайно редко случается, если только вообще случается,
что одно из подобных течений получает преобладание во всех пунктах общества.
Обыкновенно оно достигает более сильной степени лишь в тесных общественных
слоях, в которых оно находит для своего развития особенно благоприятные условия;
таковыми являются обыкновенно определенные социальные положения, профессии или
религиозные верования. Таким образом объясняется двойственный характер
самоубийства. Когда этот характер наблюдают в его внешних проявлениях, то
обыкновенно усматривают здесь только группу событий, независимых друг от друга,
ибо он обнаруживается в отдельных пунктах, не стоящих между собой ни в какой
видимой связи. И тем не менее сумма, образовавшаяся из совокупности отдельных
случаев, представляет известную индивидуальность и единство, так как социальный
процент самоубийств является отличительной чертой каждой коллективной личности.
Это обозначает, что если частные группы, где процент этот особенно высок,
различны друг от друга и разбросаны самым разнообразным образом на всем
протяжении территории, то, несмотря на это, они тесно связаны между собою как
части одного целого и как органы одного и того же организма. Состояние, в
котором находится каждая из этих групп, зависит от общего состояния общества.
Существует интимная связь между размерами влияния, осуществляемого той или
другой из этих тенденций, и тем местом, какое она занимает в социальном целом.
Альтруизм слабее или сильнее в армии, смотря по тому, насколько сильно
проявляется он среди гражданского населения. Интеллектуальный индивидуализм тем
более развит и тем чаще приводит к самоубийству в среде протестантов, чем
интенсивнее он выражен в остальной нации; вообще все зависит одно от другого. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382