Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Но нельзя оставаться только созерцателем пустоты— она неминуемо должна поглотить
человека; напрасно ей дают название бесконечности; природа ее от этого не
изменяется. Когда сознание, что он не существует, доставляет человеку столько
удовольствия, то всецело удовлетворить свою наклонность можно только путем
совершенного отказа от существования. Этот вывод вполне совпадает с отмеченным
Гартманном параллелизмом между развитием сознания и ослаблением любви к жизни.
Действительно, мысль и движение— это две антагонистические силы, изменяющиеся в
отношении обратной пропорциональности; но движение есть в то же самое время и
жизнь. Говорят, что мыслить — значит удерживать себя от действия; это значит в
то же время и в той же мере удерживать себя от жизни; вот почему абсолютное
царство мысли невозможно, так как оно есть смерть. Но это еще не значит, как
говорит Гартманн, что действительность сама по себе нетерпима и выносима только
тогда, когда она замаскирована иллюзией. Тоска не присуща предметам; она не
является продуктом мира, она есть создание нашей мысли. Мы сами создаем ее от
начала до конца, и для этого нужно, чтобы наша мысль функционировала
ненормально. Если сознание человека делается для него источником несчастья, то
это случается только тогда, когда оно достигает болезненного развития, когда,
восставая против своей собственной природы, оно считает себя абсолютом и в себе
самом ищет свою цель. Это состояние настолько мало может считаться результатом
новейшей культуры, так мало зависит от завоеваний, сделанных наукой, что мы
можем заимствовать у стоицизма главнейшие элементы его описания. Стоицизм также
учит, что человек должен отречься от всего, что лежит вне его, чтобы жить своим
внутренним миром и только с помощью одного себя. Но так как в таком случае жизнь
лишается всякого смысла, то эта доктрина ведет к самоубийству.
    Тот же самый характер носит и финал, являющийся логическим последствием этого
морального состояния. 
    Развязка не заключает в себе в данном случае ничего порывистого и страстного.
Человек точно определяет час своей смерти и задолго наперед составляет план ее
выполнения; медленный способ не отталкивает его; последние моменты его жизни
окрашены спокойной меланхолией, иногда переходящей в бесконечную мягкость. Такой
человек до самого конца не прекращает самоанализа. Образчиком такого случая
может служить рассказ, передаваемый нам Falret: один негоциант удалился в мало
посещаемый лес и обрек себя на голодную смерть. В продолжение агонии, длившейся
около трех недель, он аккуратно вел дневник, куда записывал все свои
впечатления; впоследствии этот дневник дошел до нас. Другой умирает от удушения,
раздувая ртом уголья, которые должны привести его к смерти, и непрерывно
записывает свои наблюдения: «Я не собираюсь больше показывать ни храбрости, ни
трусости, я хочу только употребить оставшиеся у меня моменты для того, чтобы
описать те ощущения, которые испытываешь, задыхаясь, и продолжительность
получаемых от этого страданий». Другой, прежде чем пойти навстречу «пленительной
перспективе покоя», как он выражается, изобретает сложный инструмент, который
должен был лишить его жизни так, чтобы на полу не осталось следов крови. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382