Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Если бы даже и удалось установить, что средние люди никогда не лишают себя жизни
и что решающиеся на самоубийство представляют собой некоторую аномалию, то все
же это не давало бы нам права смотреть на сумасшествие как на непременное
условие самоубийства; сумасшедший не есть просто человек, несколько иначе
думающий и поступающий, чем обыкновенная средняя масса, поэтому тесно связать
самоубийство с сумасшествием можно только в том случае, если произвольно
ограничить значение слов. «Тот, кто, внимая только голосу благородства и
великодушия, подвергает себя заведомой опасности или же неминуемой смерти и
добровольно жертвует жизнью во имя закона, веры или спасения своей родины, не
может называться самоубийцей»,— восклицает Esquirol и приводит примеры Дешия,
Асса и т. д. Falret точно так же отказывается считать самоубийцами Курция, Кодра
и Аристодема; подобным же образом Bourdin исключает из понятия самоубийства все
случаи добровольной смерти, не только вызванные твердостью в вере или в
политических убеждениях, но даже экзальтацией чувства. Но мы знаем, что природа
побудительных причин, непосредственно определяющих собой самоубийство, такова,
что они не могут ни служить для него определением, ни провести границу между
самоубийством и несамоубийством. Все случаи смерти, являющиеся результатом
поступка самого пострадавшего лица, действовавшего с полным сознанием этого
результата, представляют, независимо от своей цели, слишком существенное
сходство для того, чтобы их можно было распределить по различным родам; при
самых разнообразных мотивах они могут считаться только разновидностями одного и
того же рода; кроме того, чтобы установить подобное различие, нужен другой
какой-нибудь критерий, а не преследуемая жертвой цель, которая всегда более или
менее проблематична. Таким образом, мы можем по крайней мере установить группу
самоубийств, в которых отсутствует элемент сумасшествия. Но если уже исключениям
открыть свободный вход, то трудно бывает потом закрыть его, потому что между
смертями, внушенными исключительным великодушием, и смертями, вызванными
чувствами менее возвышенными, не существует резкой границы; переход от одних к
другим совершается без всякого видимого скачка. И если первые из этих случаев
называть самоубийством, то почему бы не квалифицировать таким же образом и
вторые. Итак, мы установили, что есть громадное количество случаев самоубийства
без всякой примеси сумасшествия; их можно распознавать по двоякому признаку:
во-первых, они вполне обдуманны, во-вторых, представления, из которых слагается
мышление подобных субъектов, не являются галлюцинациями в чистом виде. Из всего
сказанного ясно, что этот так часто поднимающийся и волнующий вопрос может быть
разрешен без вмешательства проблемы свободы. Для того чтобы узнать, все ли
самоубийцы — сумасшедшие, мы не спрашивали себя, свободно ли они действуют; мы
основывали свое мнение исключительно на эмпирических признаках, которые
представляют для нашего наблюдения различные виды добровольной смерти.
    IV
    Самоубийство умалишенных не обнимает собой всех случаев; это только известная
разновидность, и по этому психопатические состояния, характеризующие психическое
расстройство, не могут служить показателем наклонности к самоубийству вообще. Но
между душевной болезнью и полным равновесием интеллекта есть целый ряд
промежуточных ступеней: это—различного вида аномалии, объединяющиеся обыкновенно
под общим названием неврастении. Мы должны теперь исследовать, не играют ли они
значительной роли, при отсутствии сумасшествия, в генезисе того явления, которое
нас интересует. Этот вопрос вытекает из самого существования самоубийства
душевнобольных людей. В самом деле, если глубокого извращения нервной системы
достаточно для того, чтобы в полной мере породить самоубийство, то меньшее
потрясение должно оказать в более слабой степени вполне однородное влияние.
Неврастения представляет собой род зачаточного сумасшествия, и поэтому в
отдельных случаях она должна иметь одинаковые с ним последствия. Неврастения
имеет гораздо более широкое распространение, чем душевные болезни, и число жертв
ее неуклонно возрастает; поэтому вполне возможно, что общая сумма аномалий,
известных под именем неврастении, является одним из факторов, от которых зависит
процент самоубийств. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382