Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Протестант в большей степени является творцом своей веры; Библия находится в его
руках, и ему не запрещено толковать ее в любом направлении. Даже самая структура
протестантского культа обнаруживает его религиозный индивидуализм. Нигде, кроме
Англии, не существует иерархической организации протестантского духовенства;
священник так же, как и каждый верующий, подчинен только самому себе и своей
совести; он представляет собой только более осведомленного руководителя, чем все
обыкновенные верующие, но не облечен никаким специальным авторитетом в сфере
толкования догмы. Но что лучше всего доказывает, что эта свобода мысли,
провозглашенная деятелями реформации, не осталась только платоническим
утверждением, так это непрекращающийся рост различных сект, являющих собой такой
живой контраст по сравнению с нераздельным единством католической церкви.
    Таким образом, мы пришли к первому выводу, что наклонность протестантов к
самоубийству должна находиться в зависимости от того духа свободомыслия, которым
проникнута эта религия. Постараемся подробно разобраться в этой зависимости, так
как сама свободная мысль есть следствие других причин. Когда протестантство
только что появилось на свет, когда люди, после того как они в течение долгих
лет воспринимали свою веру в незыблемо традиционном виде, потребовали себе права
творить ее самим, то произошло это не в силу внутренних преимуществ свободного
искания, ибо свобода несет с собой столько же страдания, сколько и радости.
Свобода стала для них отныне неустранимой потребностью. И эта потребность в
свободе имеет только одну причину: упадок традиционных верований. Если бы
традиция действовала с неослабевающей силой, то не было бы повода зародиться
критике; если бы авторитет предания оставался непоколебленным, то не явилась бы
дерзкая мысль проверить самый его источник. Критическое мышление развивается
только под давлением необходимости, т. е. лишь тогда, когда известная группа
непроверенных разумом идей и чувств, которые до этого времени оказывались
достаточными для того, чтобы руководить человеческими поступками, теряет свою
силу и значение. Рефлексия заполняет образовавшуюся пустоту, а не создает эту
последнюю. Равным образом критическое мышление начинает угасать по мере того,
как мысль и воля людей превращаются в автоматические привычки, и, наоборот,
пробуждается только одновременно с дезорганизацией установившегося обихода.
Критика только тогда восстает против общественного мнения, когда оно уже не
имеет прежней силы, т.е. не является уже в полной мере общественным. Если
требования критики не носят характера только временного и преходящего кризиса, а
принимают хроническую форму, если индивидуальное сознание настойчиво и неуклонно
настаивает на своей автономии, то это значит, что новые мысли не успели еще
кристаллизоваться, что мысль еще мечется по всем направлениям и не в состоянии
заступить место старого убеждения. Если бы образовалась новая система верований,
которая представилась бы всем настолько же неоспоримой, как и предыдущая, то
никто бы и не подумал ее оспаривать. Самое обсуждение таких верований кажется
чем-то недозволенным, потому что идеи, разделяемые всем обществом, приобретают
авторитет, делающий их неприкосновенной святыней и ставящий их выше всякой
возможности спора и необходимости доказательства. Для того чтобы убеждения
сделались более терпимыми, надо, чтобы они стали менее полными и общими и чтобы
назревшие уже противоречия поколебали их силу.
    Поэтому если можно утверждать, что провозглашенная свобода мысли умножает ереси,
то надо прибавить, что сама порождается ересями, что она может стать желанной и
получить фактическое осуществление лишь как принцип, позволяющий скрытым или
полуявным ересям развиться вполне свободно. Следовательно, если протестантизм
уделяет больше места индивидуальной мысли, нежели католичество, значит, он
беднее верованиями и меньше зависит от установившихся обычаев. Религиозное
общество не может существовать без коллективного credo, и оно тем более едино и
тем более сильно, чем более распространено это credo. Оно не соединяет людей
путем обмена взаимных услуг — этой временной связи, которая мирится с различиями
и даже предполагает последние, но не в состоянии их примирить. Религия
объединяет людей, только привязывая их к одной и той же системе учений, и
единство это тем сильнее, чем более широкое поле охватывает данная система и чем
солиднее она построена. Чем больше лежит религиозного отпечатка на образе мыслей
и действий данного общества, чем полнее, следовательно, исключена здесь
возможность свободного исследования, тем сильнее мысль о Боге проникает во все
детали человеческого существования и направляет к одной цели все индивидуальные
воли. Наоборот, чем сильнее в группе верующих проявляются частные суждения, тем
менее ее роль в жизни людей, тем слабее ее сплоченность и жизненность. Мы
пришли, таким образом, к заключению, что перевес на стороне протестантизма в
сфере самоубийств происходит оттого, что эта церковь по существу своему менее
целостна, нежели католическая. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382