Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    С другой стороны, говорят, что если допустить существование особой болезни,
называемой мономанией, то в нее легко можно включить и самоубийство; все
характерное для этого вида душевных болезней, согласно данному нами определению,
заключается в том, что они не вносят существенного расстройства в интеллект
человека. Основание умственной жизни одно и то же и у мономана, и у человека
душевно здорового; только у первого определенное психическое состояние, как
патологическое, очень рельефно отделяется от этого основного фона. Мономания —
это просто преувеличенная страсть среди ряда различных склонностей, ложная идея
в ряде представлений, но идея такой силы, что она овладевает умом человека и
всецело порабощает его. Например, чувство честолюбия из нормального становится
болезненным и превращается в манию величия, раз оно принимает такие размеры, что
все остальные мозговые функции как бы парализуются им. Достаточно одного резкого
движения чувства, для того чтобы умственное равновесие поколебалось и мономания
проявила себя. Итак, можно думать, что самоубийство совершается под влиянием
какой-нибудь ненормальной страсти, причем она либо разрешается одним ударом,
либо, наоборот, идея самоубийства назревает постепенно. Можно даже утверждать, и
это будет, по-видимому, убедительно, что всегда необходима какая-нибудь сила
подобного рода, чтобы нейтрализовать основной инстинкт самосохранения. С другой
стороны, множество самоубийц, вне того особого акта, которым они прерывают
течение своей жизни, ничем не отличаются от других людей; следовательно, нет
никакого повода для того, чтобы приписывать им общее безумие. Нам понятно
теперь, почему под этикетом мономании самоубийство нашло себе место в рядах
сумасшествия.
    Но существует ли мономания? Долгое время существование ее не подвергалось
сомнению; психиатры единодушно принимали теорию «частичного сумасшествия». Ее не
только считали доказанной различными клиническими наблюдениями, но даже находили
для нее подтверждение в данных психологии. В то время утверждалось, что
человеческий ум состоит из различных свойств и разрозненных сил, которые
действуют по большей части вместе, но способны действовать и порознь; поэтому
вполне естественно, что они могут каждая в отдельности быть захвачены болезнью.
Если человек может проявлять разум отдельно от воли и чувствительность отдельно
от разума, то почему же не могут тогда существовать болезни разума или воли без
того, чтобы была задета чувствительность и vice versa? Применяя тот же принцип
по отношению к более специальным формам этих душевных способностей, можно прийти
к заключению, что может быть поражена исключительно только одна какая-нибудь
склонность точно так же, как и отдельная идея или отдельный акт.
    В данный момент это мнение всюду отвергнуто. Без сомнения, нельзя доказать прямо
путем наблюдения отсутствие мономаний; но вполне установлено, что нельзя
привести ни одного бесспорного случая их. Никогда клиническому опыту не
удавалось доказать болезненной склонности разума в состоянии полной изоляции;
всякий раз, как какая-нибудь одна способность души затронута болезнью, другие
поражены одновременно с нею, и если сторонники мономании не заметили
существования этой общей болезненности, то это обстоятельство свидетельствует
только о неправильности их наблюдения. «Возьмем, например,— говорит Falret,—
сумасшедшего, занятого религиозными идеями, которого отнесли бы, конечно, к
разряду религиозных мономанов. Он считает себя вдохновленным свыше, посланным
Богом на землю, несущим новое религиозное откровение. Это совершенно безумная
мысль, скажете вы, но вне области религиозных идей он рассуждает подобно всем
остальным людям. Побеседуйте с ним более внимательно, и вы тотчас же заметите в
нем другие болезненные идеи, параллельные религиозным: вы найдете у него манию
величия; он будет смотреть на себя, как на творца новой религии, реформатора
всего общества, может быть, он будет считать себя предназначенным и для еще
более высокой судьбы... Допустим, что, поискав у такого больного признаков мании
величия, вы бы не нашли их, но тогда бы вы констатировали у него идею
самоунижения или патологический страх. Поглощенный религиозными идеями больной
будет считать себя вполне потерянным, обреченным на погибель человеком и т.д.».
Конечно, все эти болезненные явления не встречаются одновременно у одного и того
же человека, но их часто можно встретить вместе, или же если они не проявляются
все в один и тот же момент болезни, то следуют друг за другом, совпадая с более
или менее близкими ее фазисами. Наконец, независимо от этих проявлений частного
характера у мнимых мономанов наблюдается особое общее состояние всей психической
жизни, составляющее основание болезни, а все безумные идеи являются только его
наружным и временным выражением; состояние это заключается в чрезмерной
возбужденности, или в крайнем упадке духа, или же в общем извращении. В таких
случаях главным образом наблюдается нарушение равновесия и координации мыслей,
так же как и движений. Больной рассуждает, и вместе с тем в цепи его мыслей
бывают пробелы; он ведет себя, не делая абсурдных выходок, но в поведении его
нет последовательности. Итак, будет не вполне правильным сказать, что это —
человек частично сумасшедший, потому что, как только безумие проникает в
сознание человека, то овладевает им целиком. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382