Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Но эта возвышенная форма эгоистического самоубийства не является единственной
для него; оно может иметь и другую, более вульгарную. Субъект часто, вместо того
чтобы грустно размышлять о своей судьбе, относится к ней весело и легкомысленно.
Он сознает свой эгоизм и логически вытекающие из него последствия, но он заранее
принимает их и продолжает жить, как дитя или животное, с той только разницей,
что он отдает себе отчет в том, что он делает. Он задается одной задачей —
удовлетворять свои личные потребности, даже упрощая их для того, чтобы наверное
быть в состоянии удовлетворить их. Зная, что ни на что другое он не может
надеяться, он ничего другого и не требует, всегда готовый, в случае если он не
будет в состояний достигнуть этой единственной цели, разделаться со своим
бессмысленным существованием. К этому типу принадлежит самоубийство,
практиковавшееся у эпикурейцев. Эпикур не предписывал своим ученикам стремиться
к смерти, он советовал им, наоборот, жить до тех пор, пока жизнь представляет
для них какой-нибудь интерес. Но так как он чувствовал, что если у Человека нет
никакой другой цели, то каждую минуту qn может потерять и ту, которая у него
есть, и что чувственное удовольствие слишком тонкая нить, чтобы прочно привязать
человека к жизни, то он убеждал их бьтть всегда готовыми расстаться с нею по
первому зову обстоятельств. Таким образом, здесь мы видим, что философская
мечтательная меланхолия уступает место скептическому и рассудочному
хладнокровию, особенно сильно проявляющемуся в час последней развязки. Здесь
человек наносит себе удар без ненависти, без гнева, но и без того болезненного
удовлетворения, с которым интеллектуалист смакует свое самоубийство; первый еще
бесстрастнее второго; его не поражает тот исход, к которому он пришел. Это
событие в более или менее близком будущем он хорошо предвидел; поэтому он не
затрудняет себя долгими приготовлениями, а только, следуя желаниям своего
внутреннего «я», старается уменьшить свои страдания. Таким обыкновенно бывает
самоубийство хорошо поживших людей, которые с наступлением неизбежного момента,
когда становится невозможно продолжать свое легкое существование, убивают себя с
ироническим равнодушием, спокойствием' и своеобразной простотой.
    Когда мы устанавливали альтруистический тип самоубийств, мы иллюстрировали его
достаточным количеством примеров, и нам не представляется необходимым дальнейшее
описание характеризующих его психологических форм. Они диаметрально
противоположны тем, которые обнаруживаются в Эгоистическом самоубийстве, подобно
тому как и сам, альтруизм является прямой антитезой эгоизму. Убивающий себя
эгоист отличается полным упадком (сил, выражающимся или в томительной
меланхолии, или в эпикурейском безразличии. Альтруистическое самоубийство,
наоборот, имея своим происхождением страстное чувство, происходит не без
некоторого проявления энергии. В случаях обязательного самоубийства эта энергия
вкладывается в распоряжение разума или воли; субъект убивает себя, потому что
так велит ему его сознание, он действует, подчиняясь известному повелению;
поэтому его поступок характеризуется по преимуществу той ясной твердостью/
которую рождает чувство исполняемого долга; смерть Катона является историческим
образчиком этого типа. В других случаях, когда альтруизм принимает особенно
острые формы, этот его акт носит более страстный и менее рассудочный характер.
Тогда — перед нами порыв веры и энтузиазма, бросающий человека в объятия смерти.
Сам по себе этот энтузиазм рывает радостного или мрачного характера, согласно
тому, является ли смерть способом соединиться с горячо любимым божеством или
носит характер искупительной жертвы, предназначенной для умилостивления жестокой
и враждебной силы. Религиозный экстаз фанатика, считающего блаженством быть
раздавленным колесницею своего идола, не то же самое, что «acedia» монаха или
угрызения совести преступника, который кончает с собой для того, чтобы искупить
свою вину.
    Но под этими различными оттенками основные черты явления остаются неизменными.
Это — тип активной? самоубийства, являющегося в силу этого контрасте того
упадочного типа, о котором речь шла выше. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382