Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Конечно, не может быть никакого сомнения в том, что, чем больше человеческое
общество будет приближаться к этому идеальному равенству, тем меньше будет также
и нужды в социальном принуждении. Но весь вопрос заключается здесь только в
степени, потому что всегда останется налицо наследственность или так называемое
природное дарование. Умственные способности, вкус, научный, художественный,
литературный или промышленный талант, мужество и физическая ловкость даруются
нам судьбой вместе с рождением точно так же, как передаваемый по наследству
капитал, точно так же, как в прежние времена дворянин получал свой титул и
должность. Как и раньше, нужна будет известная моральная дисциплина, для того
чтобы люди, обделенные природой в силу случайности своего рождения, примирились
со своим худшим положением. Нельзя идти в требованиях равенства настолько
далеко, чтобы утверждать, что раздел должен производиться поровну между всеми,
без всякого отличия для более полезных и достойных членов общества. При таком
понимании справедливости нужна была бы совершенно особая дисциплина, чтобы
выдающаяся индивидуальность могла примириться с тем, что она стоит на одной
ступени с посредственными и даже ничтожными общественными элементами.
    Но само собой разумеется, что подобная дисциплина, так же как и в предыдущем
случае, только тогда может быть полезной, если подчиненные ей люди признают ее
справедливой. Если же она держится только по принуждению и привычке, то мир и
гармония существуют в обществе лишь по видимости, смятение и недовольство уже
носятся в общественном сознании, и близко то время, когда по внешности
сдержанные индивидуальные стремления найдут себе выход. Так случилось с Римом и
Грецией, когда поколебались те верования, на которых покоилось, с одной стороны,
существование патрициата, а с другой — плебса; то же повторилось и в наших
современных обществах, когда аристократические предрассудки начали терять свой
престиж. Но это состояние потрясения по характеру своему, конечно,
исключительно, и оно наступает только тогда, когда общество переживает
какой-нибудь болезненный кризис. В нормальное время большинство обыкновенно
признает существующий общественный порядок справедливым. Когда мы говорим, что
общество нуждается в авторитете, противополагающем себя стремлениям частных лиц,
то меньше всего мы хотим, чтобы нас поняли в том смысле, что насилие в наших
глазах—единственный источник порядка. Поскольку такого рода регламентация имеет
своей целью сдерживать индивидуальные страсти, постольку источником своим она
должна иметь начало, возвышающееся над индивидами, и подчинение ей должно
вытекать из уважения, а не из страха.
    Итак, ошибается тот, кто утверждает, что человеческая деятельность может быть
освобождена от всякой узды. Подобной привилегией на этом свете не может
пользоваться никто и ничто, потому что всякое существо, как часть вселенной,
связано с ее остальною частью; природа каждого существа и то, как она
проявляется, зависят не только от этого существа, но и от всех остальных
существ, которые и являются, таким образом, для него сдерживающей и регулирующей
силой. В этом отношении между каким-нибудь минералом и мыслящим существом вся
разница заключается только в степени и форме. Для человека в данном случае
характерно то обстоятельство, что сдерживающая его узда по природе своей не
физического, но морального, т. е. социального, свойства. Закон является для него
не в виде грубого давления материальной среды, но в образе высшего, и
признаваемого им за высшее, коллективного сознания. Большая и лучшая часть
жизненных интересов человека выходит за пределы телесных нужд и потому
освобождается от ярма физической природы, но попадает под ярмо общества. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382