Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Итак, самоубийство осуждается потому, что оно противоречит культу человеческой
личности, на котором покоится вся наша мораль. Это соображение подтверждается
тем обстоятельством, что мы совершенно иначе смотрим на самоубийство, чем народы
древности. Некогда в нем видели только гражданский поступок по отношению к
государству; религия же относилась к нему более или менее индифферентно.
Напротив, для нас оно стало по самому своему существу религиозным актом. Его
осудили церковные соборы, а светская власть, прибегая к мерам наказания, только
следовала и подражала церковной. Так как в нас есть бессмертная душа, частица
божества, то мы должны быть священны для самих себя. Так как мы носим в себе
божеское начало, то мы и не можем быть в полной власти смертных существ.
    Но если таково основание, по которому самоубийство причисляли к недозволенным
деяниям, то, быть может, теперь это осуждение потеряло свою ценность? Ведь на
самом деле научная критика не придает ни малейшего значения подобным мистическим
представлениям и не допускает никаких сверхчеловеческих начал в человеке. И,
рассуждая таким именно образом, Ферри в его Omicidio-Suicidio пришел к
заключению, что всякое осуждение самоубийства является пережитком прошлого,
которому суждено исчезнуть. Считая абсурдом с рационалистической точки зрения
положение о том, что человек может иметь какую-нибудь цель вне самого себя, он
умозаключает отсюда, что мы всегда обладаем свободой отказаться от выгод
совместной жизни, отказываясь от существования. Право на жизнь, по его мнению,
логически приводит нас к праву на смерть.
    Но подобная аргументация слишком быстро умозаключает от формы к существу
вопроса, от словесного выражения нашего чувства к самому чувству. Без сомнения,
взятые сами по себе и в их абстрактном виде, религиозные символы, посредством
которых мы выражаем уважение, внушаемое нам человеческой личностью, не
соответствуют ничему реальному. И это очень легко доказать. Но из этого вовсе не
следует, что самое-то уважение ровно ни на чем не основано. То обстоятельство,
что это уважение играет главную роль в нашем праве и в нашей морали, должно,
напротив, предостеречь нас от подобного толкования. Поэтому, вместо того чтобы
буквально понимать это выражение, мы исследуем его в его сущности, посмотрим,
как оно возникало, и увидим, что если вульгарная формулировка его топорна, то
это не мешает ему иметь объективную ценность. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382