Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Вот откуда происходит это крайнее возбуждение, которое от одной части общества
передалось и всем остальным. В промышленном мире кризис и состояние аномии суть
явления не только постоянные, но, можно даже сказать, нормальные. Алчные
вожделения охватывают людей всех слоев и не могут найти себе определенной точки
приложения. Ничто не может успокоить их, потому что цель, к которой они
стремятся, бесконечно превышает все то, чего они могут действительно достигнуть.
Лихорадочная ненасытная погоня за воображаемым обесценивает наличную
действительность и заставляет пренебрегать ею; как только удается достигнуть
ближайшей цели и что-нибудь раньше только желанное и возможное становится
совершившимся фактом, тотчас же неудержимая страсть к новым возможностям влечет
человека еще и еще дальше. Люди мучаются жаждой новых, еще не изведанных
наслаждений, не испытанных ощущений; но последние тотчас же теряют свою соль,
как только станут известны. И достаточно какой-нибудь превратности судьбы для
того, чтобы человек оказался бессильным перенести это испытание. Лихорадочное
возбуждение падает, и человек видит, как бесплодно было все это смятение и как
все это море беспредельных желаний не оставляет после себя никакого солидного
запаса благополучия, который можно было бы использовать в годы тяжелых
испытаний. Разумный человек умеет найти удовлетворение в том, чего ему удалось
достигнуть, и не испытывает неустанной жажды погони за чем-либо большим, и
потому в момент несчастного стечения обстоятельств он не склоняется под ударами
судьбы и не падает духом. Но тот, кто всю свою жизнь жил только будущим, отдавал
ему все силы души, тот не может найти на страницах своего прошлого ничего
такого, что бы помогло ему перенести горечь настоящего, ибо вся прошлая его
жизнь была только одним нетерпеливым ожиданием будущих благ. Ослепленный этим
ожиданием, он искал далекого счастья, все время только ускользавшего от него.
Когда какое-либо препятствие остановит такого человека, то все планы его
окажутся разрушенными, и ни позади себя, ни перед собой ему не на чем будет
остановить своего взора. В конце концов даже одно ощущение усталости способно
породить безнадежное разочарование, ибо трудно не почувствовать всей
бессмысленности погони за недостижимым.
    И поэтому с полным основанием можно спросить себя: не в силу ли вышеуказанных
причин морального порядка экономические кризисы были за последнее время столь
плодовиты самоубийствами? В разумно дисциплинированном обществе отдельный
индивид легче переносит все удары судьбы. Будучи заранее приучен к воздержанию и
умеренности, человек с гораздо меньшим напряжением воли может претерпеть новые
необходимые лишения. Но если человеку ненавистны всякие границы как таковые, то
может ли более тесное ограничение не показаться невыносимым? Лихорадочное
нетерпение, в котором человек жил до тех пор, менее всего предрасполагает к
дальнейшему самоотречению. Как больно сознавать, что жизнь жестоко отбросила его
назад, если единственной его жизненной задачей является стремление постоянно
превосходить тот пункт, которого он в данный момент достиг. Самая
дезорганизация, столь характерная для нашего экономического строя, широко
открывает дверь для всякого рода авантюр. Фантазия работает неустанно, и так как
над ней нет никакого сдерживающего начала, то она находится всецело во власти
случая. Вместе с риском растет и процент неудач, и больше всего крахов
наблюдается как раз тогда, когда они особенно убийственны.
    А между тем эти наклонности настолько укоренились в обществе, что оно уже вполне
привыкло к ним и считает их совершенно нормальным явлением. Часто утверждают,
что чувство постоянного недовольства заложено в самой природе человека, что он
без отдыха и покоя стремится к неопределенной цели. Страсть к бесконечному в
настоящее время даже считается признаком морального превосходства, тогда как она
может зародиться лишь в сознаниях расстроенных, возвышающих в закон эту
беспорядочность, от которой они страдают. Символом веры сделалась доктрина
возможно более быстрого прогресса. Но наряду с такими теориями, превозносящими
благодеяния неустойчивости, можно наблюдать появление и других, которые, обобщая
породившее их положение вещей, объявляют жизнь дурной, более обильной
несчастьями, нежели радостями, полной обманчивых соблазнов. Так как этот разлад
достигает своего апогея в экономическом мире, то и более всего жертв приходится
именно на этот последний. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382