Главная страница

Эмиль ДЮРКГЕЙМ

САМОУБИЙСТВО


    Некоторые считали возможным уклониться от этого вывода, заметив, что сама эта
непрерывность есть дело индивидов и что, следовательно, для того чтобы объяснить
ее, нет надобности приписывать социальным явлениям своего рода трансцендентность
по отношению к индивидуальной жизни. В самом деле, иногда рассуждают так:
«Всякое социальное явление — какое-нибудь слово данного языка, религиозный
обряд, секрет ремесла, прием искусства, статья закона, правило морали —
передается и переходит к индивиду от другого индивида, являющегося его
родственником, учителем, другом, соседом, товарищем».
    Конечно, если бы речь шла только о том, каким образом в общих чертах мысль или
чувство передаются из поколения в поколение, каким образом память о нем не
теряется при этом, то в этих рамках такое объяснение могло бы быть признано
достаточным. Но передача таких фактов, как самоубийство или, говоря общее, как
все те поступки, о которых мы получаем сведения посредством моральной
статистики, представляет своеобразную особенность, которую нельзя объяснить себе
так просто и легко. Эта передача имеет своим объектом не только известный способ
действий вообще, но и число тех случаев, в которых применяется этот образ
действия. Мы видим, что самоубийства не только совершаются ежегодно, но что, по
общему правилу, их ежегодно бывает одинаковое количество. Состояние духа,
заставляющее человека решиться на самоубийство, не только просто передается,
но—что всего замечательнее — оно передается одинаковому числу индивидов, которые
все поставлены в условия, необходимые для того, чтобы это состояние перешло в
действие. Как это случается, если налицо имеются только индивиды? Само по себе
число не может быть объектом прямой передачи. Современное человечество не могло
узнать от предыдущего поколения, каков размер той дани, которую оно должно
заплатить самоубийству; и тем не менее, если обстоятельства не меняются, размеры
этой дани будут совершенно равны размерам предыдущей.
    Неужели нужно воображать, что каждый отдельный самоубийца имеет своим
руководителем и вдохновителем одну из жертв предыдущего года, которой он
является только моральным наследником? Только при этом условии можно допустить,
что социальный процент самоубийств может увековечиться путем меж-индивидуалъных
традиций. Поэтому, если вся цифра не может быть передана оптом, нужно, чтобы те
единицы, из которых она состоит, передавались каждая в отдельности; таким
образом, каждый самоубийца должен был бы получить от кого-нибудь из своих
предшественников наклонность к самоубийству и каждое самоубийство должно было бы
быть как бы эхом предыдущего. Но нет налицо ни одного факта, на основании
которого можно было бы допустить существование такой индивидуальной связи между
каждым в настоящем году и каким-либо однородным событием в предыдущем.
Совершенно исключительное явление, как мы уже указали выше, представляют те
случаи, когда одно самоубийство вызывается таким образом другим, одинаковым с
ним. И почему же эти рикошеты так правильно повторяются из года в год? Почему
факту, порождающему новый, подобный себе факт, нужен целый год, для того чтобы
воспроизвести этот последний? Почему, наконец, он воспроизводит только
одну-единственную копию? Ведь с точки зрения рассматриваемой гипотезы
необходимо, чтобы в среднем каждая модель воспроизведена была только один раз,
иначе целое потеряло бы свое постоянство. Таким образом, мы можем прекратить
обсуждение этой столь же произвольной, как и бесполезной, гипотезы. Но если
отвергнуть ее окончательно, если численное равенство годовых итогов происходит
не от того, что каждый частный случай зарождает себе подобный в следующем за ним
периоде, то это численное равенство может зависеть только от перманентного
воздействия какой-нибудь неличной причины, стоящей выше всех этих частных
случаев. ..далее 




Все страницы произведения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382